Найти тему
551 подписчик

Сегодня 90 лет исполняется выдающемуся композитору Родиону Щедрину


Мне повезло с ним встретиться в феврале 2020 в Мюнхене, когда я работала над книгой о Валентине Елизарьеве. Тогда меня поразила энергичность Родиона Константиновича. Мы созвонились за пару дней до интервью, он был в Санкт-Петербурге, где в Мариинском прошла премьера его оперы «Лолита». Он сказал, что, наверное, оттуда еще слетает в Москву, и только потом прилетит в Мюнхен. Я ждала – очень нужно было повидаться. Он прилетел днем, а вечером мы с Мишей пришли к нему в гости. Он сказал, что очень спешит и вообще интервью не дает, но «для Валечки», конечно, сделает исключение. Через день он снова куда-то улетал. Я смотрела на него и думала: я тоже так хочу в 87!

Мы планировали поговорить минут 15, а проболтали больше часа. Он много рассказывал о работе над фильмом «Фантазия», который вышел в 1976 году и считался экспериментальным: драматические сцены перемежались с балетными. Режиссером был Анатолий Эфрос, хореографом – Валентин Елизарьев. Исполнительницей главной роли в обеих частях – Майя Плисецкая. Реакция зрителей на фильм была… активной. Более 40 тысяч получили в Гостелерадио с откликами на фильм! Щедрин рассказывал про скандал, про то, что Майя Михайловна, прочитавшая многие из этих писем, любила потом цитировать про то, что «у телевизора были дети», а она, понимаете, там такое вытворяла! А что она вытворяла? Правильно: то, что поставил Валентин Елизарьев, известный в свое время сексуальной революцией, которую он произвел в белорусском балете спектаклями «Кармен-сюита» и «Сотворение мира» (до оргий во втором акте «Спартака» оставалось еще четыре года). Щедрин велел мне проявить настырность (он именно так и сказал: «настырность») и эти отзывы найти. Я проявила и нашла, хотя это было непросто: в нескольких специализированных библиотеках сказали, что ничего такого там нет. Из двух отделов Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) пришли два разных ответа: 1) нет, 2) «я поищу». Так мне сказала Галина Чижова, главный библиограф отдела научной информации. И нашла! Откопировала, прислала, и они вошли в главу «Не было еще такого апогея». Потом Галина призналась, что ей было 11 лет, когда она увидела «Фантазию», и до сих пор не может забыть хореографию Елизарьева и то, как ее исполнила Плисецкая. После презентации в Москве моей книги «Валентин Елизарьев. Полет навстречу жизни. Как рождается балет» я пошла в РГБИ к Галине Чижовой, чтобы познакомиться и лично поблагодарить за то, что она помогла сделать то, о чем просил Щедрин. И мы с ней придумали еще один проект – если все сложится, вы о нем услышите.

«Он (Елизарьев) поставил прекраснейший балет на мою «Камерную сюиту», который танцевала Нина Ананиашвили и Андрис Лиепа, – говорил мне Родион Константинович. – И как рассказывала мне сама Нина, и как рассказывал Андрис, благодаря этому номеру они получили первую премию в Америке. Они показали этот номер, который мне очень понравился своей музыкальностью, изыском, пластическим решением. И как-то у меня сразу душа легла к этому имени – Елизарьев. Я боюсь, все-таки наша жизнь с ним не была совсем рядом, абсолютно далеки друг от друга, но, по-моему, и он ко мне всегда был достаточно расположен, и я к нему. А уж Майя Михайловна с ним работала профессионально».

С юбилеем, Родион Константинович!
2 минуты