30,1 тыс подписчиков
Черновики профессионального читателя фантастики. Программные произведения советской фантастики
Формат постов позволяет не только регулярно поддерживать ленту канала в активном состоянии и создавать тематические серии, но и делать наброски будущих больших статей. Плюсом для автора в данном случае будет мнение подписчиков и гостей канала в комментариях. Меткие замечания, критика, дополнения и т.п., помогает в работе, является дополнительным стимулом и источником идей.
Возникла идея написания большой статьи - лонгрида, посвященной основным вехам советской фантастики, ее достижений, основных идей и смыслов. Для этого задумываю использовать метод аналогии с мировой, прежде всего, англоязычной фантастикой. Понятно, что даже большая статья будет довольно поверхностной. В полной мере раскрыть проблематику выбранного предмета может только большое литературоведческое исследование. Да и не на один том. Но и "популярный" блогерский формат тоже дело не последнее. Особенно учитывая его охват и открытый доступ. Пока не ставил себе конкретных сроков, потому решил начать с "черновика", которым потом воспользуюсь.
В своем развитии, советская фантастическая литература прошла несколько этапов: ранний романтический (20-30-е гг.), фантастика ближнего прицела (30-е - середина пятидесятых), классическая (50-е - конец 80-х). В самом начале классики из ее недр вышло эпохальное, программное произведение советской научной фантастики. Можно сказать, ее гимн. Имею в виду роман Ивана Антоновича Ефремова "Туманность Андромеды" (1957)
Ефремов создал утопический мир коммунаров далекого будущего, в котором устремления людей направлены на поиск и созидание, бесконечный прогресс и изжитие пороков и недостатков прошлого. На этом пути человечество объединяется в единую семью без религиозных, национальных, социальных и др. различий. Воспитанием юного поколения коммунаров занимается теперь все общество. Идеи дружбы и сотрудничества по Ефремову, присущи не только землянам, но и всем разумным в Галактике, прошедшим определенный этап развития своих цивилизаций ("Великое Кольцо"). В общем, автор первым открыл для советского читателя мир далекого будущего и показал, каким-же может быть достижение провозглашенной тогда обществом цели.
Конечно, несмотря на увлечение И.А. Ефремова идеями русских космистов (Федоров, Циолковский, Вернадский и т.д.), его роман является продуктом советского времени. Но если подойти к вопросу шире, он еще и ярко отражает суть вообще индустриальной эпохи, так называемого модерна, которому свойственны мощные идеи и цели. Но если это так, что же "противопоставила" англоязычная фантастика тех лет? Ведь там, в пятидесятых, имел место пик развития фантастической литературы. Так называемый "Золотой век", с его плеядой мощнейших авторов: Саймаком, Хайнлайном, Кларком, Брэдбери, Азимовым и еще многими другими фантастами.
Как ни странно, несмотря на кратное количественное превосходство западной фантастики над советской, глобально о человечестве будущего тогда западные фантасты старались не писать. Имею в виду не в жанровых рамках (космической оперы, антиутопии и т.д.) или допущениях тех или иных сюжетов книг, а в целом. Быть может Хайнский цикл Урсулы ле Гуин, с его обществом Ойкумены, можно рассматривать в таком ракурсе. Но данный цикл все-таки более тяготеет к планетарной фантастике. Ле Гуин творила свои миры. Это ее конек. Мне кажется, аналогом "Туманности..." может служить азимовское "Основание", с его конечной идеей коллективного разума Галактики. Однако Айзек Азимов пришел к такому финалу не сразу, а в течении написания всей своей истории будущего ("Галактическая история"), где "Основание" лишь центральная часть серии. Можно вспомнить также Вселенную Содружества П. Гамильтона, но это уже начало века нынешнего. Другое время. Больше ничего на память не приходит. Так что, "Туманность Андромеды" - явление для фантастики нетривиальное, с точки зрения образа будущего.
Ну и конечно не забываем "Магелланово облако" пана Станислава Лема, опубликованное несколькими года ранее (1955 г.).
3 минуты
16 декабря 2022
1790 читали