Найти в Дзене

Контрразведка Флотилии Северного Ледовитого океана в 1914–1917 годах

Становление российской контрразведки на флоте неразрывно связано с Первой мировой войной. В предвоенный период, несмотря на активное реформирование отечественных вооруженных сил, вопросы обеспечения безопасности военно-морского флота от вражеских агентов практически не поднимались. Ситуация резко изменилась после начала боевых действий на Восточном фронте в 1914 году. Развитие австрийского и немецкого шпионажа в Российской Империи поставило руководство страны перед необходимостью создать полноценную службу военно-морской контрразведки (военно-морского контроля) как на общероссийском, так и на региональном уровне. Одним из очагов развития этой службы стал Европейский Север России.
Важность этого региона объяснялась тем, что в условиях блокирования немецким флотом черноморских и балтийских портов Русский Север превращался в главную артерию, связывавшую Россию с союзниками по Антанте. Как следствие с первых месяцев войны существенно возросла активность агентов Тройственного Союза в районе Архангельска и на Кольском полуострове. В конце августа 1914 года сотрудниками Департамента полиции в непосредственной близости от Архангельска был задержан не мецкий пароход, имевший на борту радиотелеграфную станцию , что не могло не насторожить местные военные власти. В том же году в Архангельске был создан контрразведывательный пункт, ведавший борьбой со шпионажем , однако объем его работы был чрезвычайно мал. Между тем из-за развертывания военно-морского строительства, связанного с образованием Флотилии Северного Ледовитого океана (ФСЛО) и началом союзных военных поставок, в Архангельске и приграничных территориях резко возросло число иностранных торговых и дипломатических представительств. Их работники нередко привлекались к осуществлению стратегически важных для флотилии работ без обеспечения сохранности полученной информации. Как следствие, германская разведка на начальном этапе войны имела сведения о количестве судов в северных портах и ходе работ по строительству военно-морских объектов и железных дорог.

В этой связи в сентябре 1915 года морской министр адмирал И.К. Григорович выступил с инициативой создания независимой службы флотской контрразведки, мотивируя это тем, что противник сумел «глубоко проникнуть во все области военно-морского дела», а перегруженные работой армейские контршпионские подразделения не смогут обеспечить безопасность ВМФ. Идея министра нашла живой отклик и у чинов штаба ФСЛО, предложивших главноначальствующему Архангельска и района Белого моря вице-адмиралу А.П. Угрюмову преобразовать местный контршпионский пункт во флотское контрразведывательное отделение (КРО) в начале ноября 1916 года5 . В итоге на территории Российской Империи была создана сеть морских КРО: балтийское, финляндское, беломорское, черноморское и тихоокеанское.
Контрразведка Флотилии Северного Ледовитого океана в 1914–1917 годах   Становление российской контрразведки на флоте неразрывно связано с Первой мировой войной.
2 минуты