1 подписчик
Долговая устойчивость (Часть1)
Долговую устойчивость демонстрируют страны с развитой экономикой, финансовой системой, расширенным рынком капитала и спектром институциональных единиц, защитой прав собственности и достаточной емкостью и ликвидностью финансовых инструментов, что позволяет размещать значительные капиталы в сжатые сроки с минимальными издержками.
Страны с высокой долговой устойчивостью выделяет то, что не менее 80% государственного долга номинировано в национальной валюте.
Но что самое важное – качество обратных связей между Министерством финансов, Центральным банком и ведущими национальными и международными финансовыми структурами, что позволяет эффективно использовать административный ресурс, попросту говоря, сговор, с целью принудительного выкупа государственного долга.
Незащищенные страны в контексте долговой устойчивости отличает, как правило развивающаяся экономика, и как следствие низкокапитализированная финансовая система с ограниченным спектром подконтрольных правительству влиятельных финансовых структур, низкая емкость и ликвидность финансовых инструментов, несовершенство юридической системы.
Развивающиеся страны в отсутствии развитых механизмов рефинансирования и долгового воспроизводства привлекают капитал в иностранной валюте. Для сравнения, в Японии лишь 3%, в Германии 18% внешнего долга размещено в иностранной валюте, тогда на Украине 98%, а в России 75%.
Существует однозначная корреляция – чем выше доля внешнего долга в иностранной валюте – тем ниже долговая устойчивость и тем выше вероятность наступления проблем, даже при незначительном отношении долга к ВВП.
Подобная логика применима к корпорациям. Устойчива та бизнес структура, которая сопрягает на себя как можно больше финансово-экономических и политических субъектов, концентрируя ресурсы и влияния – тот самый принцип “Too big to fail”.
Домохозяйства наоборот – самое уязвимое звено, т.к. не обладают административным ресурсом, как государство и корпоративными связями, и ресурсами. В кризис банкротства в первую очередь возрастают у незащищенных субъектов – домохозяйства и малый/средний бизнес.
Поэтому долговая устойчивость упирается не только в экономические и макрофинансовые реалии, но и в социальные и политические реалии. Долговые балансы и макрофинансовые модели могут стремительно рассыпаться, если долговая проблема упрется во влиятельную структуру, где разрешение сводится к политическим маневрам нерыночного характера. Это можно было наблюдать в кризис 2008-2009, когда ведущие страны мира выкупали себе на баланс (государственный счет) крупные финансовые и промышленные бизнес структуры.
Однако, было бы неправильно говорить, что долговая устойчивость и предел наращивания долга упирается только в неформализованные, умозрительные модели политико-социальной направленности нерыночного характера.
Темпы роста долга замедляются тем сильнее, чем быстрее кривая совокупного нефинансового долга приближается к 250%, а сумма обслуживания долга достигает 15% от ВВП.
Это не означается, что наступает долговой паралич у всех субъектов., т.к. при пороговых значениях возрастают структурные преобразования – обычно долг нефинансового сектора резко замедляется, а для удержания совокупных темпов роста идет перераспределение в сторону государства.
Главным индикатором того, что предельный допустимый долг на подходе или уже достигнут – это, во-первых, заметное замедление скорости долгового приращения, а во-вторых, сложности при размещении и рефинансировании долга, которые проявляются в снижении спроса и росте ставок.
Продолжение следует...
(Ист.:Spydell_finance)
-------------------------------------------
По вопросам доверительного управления пишите в личные сообщения сюда 👉🏻 @Pasynkov1969
#долг #рынок
3 минуты
13 декабря 2022