5122 подписчика
О критической массе для государств
С удивлением смотрю на критику инициативы по строительству русских школ в Таджикистане за 6 млрд рублей. Наконец-то пошло движение в нужном направлении, но вместо поддержки государству накидывают за воротник:
Конечно, нужно помогать соотечественникам с репатриацией. Я сам приехал из Центральной Азии с $1000 в кармане.
Конечно, надо запускать школы по линии общественных организаций и под контролем наших людей.
Конечно, сейчас есть проблема с интеграцией мигрантов. Но это связано с тем, что многие мигранты не учились в русских школах. А еще — со слабостью государства и нашей современной культуры. Во все времена охотно принимают культуру государств, которые демонстрируют силу: выигрывают войны, быстро растут экономически и демографически, стоят на здравых ценностях.
Русские школы нужны не только для ассимиляции мигрантов, но и как средство влияния. Два месяца назад я приводил в пример Казахстан: https://t.me/igorgarin/258
Не нравится тратить 6 млрд рублей на школы в Таджикистане? А воевать нравится? По открытым данным, Россия тратит на СВО до 20 млрд рублей в день. Даже если эта оценка завышена, то школы в Таджикистане все равно стоят меньше, чем один день войны.
Интеграция с центральноазиатскими и другими неевропейскими странами для нас безальтернативный сценарий. Мы живем в эпоху гигантов. Для равной конкуренции с ведущими государствам и блоками надо иметь население от 500 млн, а лучше от 1 млрд.
У Китая миллиард есть.
У Индии тоже.
США напрямую и опосредованно контролируют более миллиарда человек, а в качестве запасного варианта рассматривают интеграционный проект с англосаксонскими странами. https://t.me/igorgarin/261
Большой размер нужен не только для обороны, но и для экономики и технологий. Передовые технологии всегда стоили дорого, и во все времена их создавали самые крупные и богатые государства. Среднемагистральные самолеты мы худо-бедно строим. А электронику даже особо и не пытаемся. Ждем, когда китайцы все сделают и будут потом нам продавать. Собственная электроника на уровне Тайваня и США — это десятки тысяч инженеров и десятки, если не сотни миллиардов долларов инвестиций.
Мало создать продукт — его надо еще и продать. Взять те же самолеты. Наши авиастроители продают самолеты десятками, в лучшем случае сотнями штук. А Boeing и Airbus — тысячами. Без больших объемов сложно создать глобально конкурентоспособный продукт. Но для объемов нужен доступ на рынки, а это уже политика.
Как России дорасти до масштабов США и Китая? В идеале — увеличить собственное население до 1+ млрд человек. Но для этого надо серьезно реформировать экономику, резко сократить неравенство и создать новую культуру, которая поощряла бы высокую рождаемость. Текущая власть может и справится с экономикой, но радикально сократить неравенство и создать новую культуру — это из области фантастики. Не того калибра люди.
Если дорасти органически пока нельзя, значит остается интеграция. Представим оптимистичный сценарий. Присоединяем Украину (желательно за вычетом ее западной части), Молдавию и Белоруссию. Ликвидируем Прибалтику. В какой-то форме интегрируемся с центральноазиатскими республиками. Получится более 200 млн населения. Уже что-то, но для современного мира абсолютно недостаточно.
Возможно, экономическая и технологическая кооперация сложится со странами западной Азии. В этом году мы сильно сблизились с Ираном: взаимная военная помощь, интеграция платежных систем, крупные проекты в области энергетики. Общие интересы у России также есть с Турцией (ей тоже некуда приткнуться) и арабскими странами.
Многим такая картина будущего не понравится, ведь Россия населена в основном европейскими народами. Но жить захочешь — еще не так раскорячишься.
3 минуты
13 декабря 2022
118 читали