448 подписчиков
Вторая половина 19 века выявила парадокс народного творчества. С одной стороны, отмена крепостного права и экономические реформы помогли крестьянам заняться художественными и кустарными промыслами в больших масштабах по всей России. Целые деревни специализировались на изготовлении посуды, корзин, прялок, туесов и прочей продукции, которую продавали на региональных или столичных ярмарках. С другой стороны, выход на городские рынки заставил крестьян менять сюжеты, формы, а порой и технику изготовления. Так на прялках, туесах и посуде стали появляться чисто городские картинки - кареты, пароходы, дамы с зонтиками и т.д., а в народном костюме стал меняться фасон одежды в сторону городского стиля -пиджаки и сарафаны были далеки от нарядов предков. Даже вышивальщицы стали отказываться от старых способов вышивки, которые существовали веками, а использовали, например, технику вышивания крестиком, схемы которой брали из упаковок мыла и журнала "Нива". Когда исследователи народного творчества кинулись в конце 19 начале 20 века собирать старину, то с ужасом осознали, что её почти не осталось. Благо ещё было старшее поколение, которое могло рассказать, а достав из сундуков потертые вещи ещё и показать, каким был народный быт пол века назад и какое было настоящее народное творчество. Исследователи отмечали, что реформы жизни высшего общества 17 века докатились до простого народа только через 150 - 200 лет и остановили внутренний творческий потенциал крестьян. С начала 20 века народное творчество больше использовало наработки прошлых веков, но что-то существенно нового представить уже не смогло. В наше время, в плане возрождения народных ремесел, мы также идет тем же путём.
1 минута
12 декабря 2022