Найти в Дзене
65,7 тыс подписчиков

В этот день 53 года назад (13 декабря 1969 г.) в районе Набережных Челнов (небольшого городка, где проживало около 35 тыс. человек) стартовало строительство Камского автомобильного завода (ныне ПАО «КАМАЗ»). Соответствующее решение ЦК КПСС и Совета Министров СССР приняли за четыре месяца до этого. Проект был разработан сотрудниками института «Гипроавтопром» в тесном сотрудничестве со специалистами ряда профильных учреждений и предприятий Союза.

Из выступления А. И. Бондаренко // Заседание Верховного Совета РСФСР (23-24 декабря 1969 г. Стенографический отчет). — М., 1970. — С. 175:
«Начинается строительство крупного комплекса заводов по производству дизельных грузовых автомобилей большой грузоподъемности. Решение о строительстве автомобильного завода и современного города автозаводцев на Каме — новое проявление заботы Коммунистической партии и Советского правительства о развитии социалистической индустрии и сельскохозяйственного производства — основы благосостояния советского народа».
Из выступления Г. И. Усманова // Заседание Верховного Совета СССР (18-19 декабря 1972 г. Стенографический отчет). — М., 1973. — С. 212-213:
«Стройка объявлена всенародной... За короткое время создан более чем семидесятитысячный коллектив строителей, монтажников и работников строительной индустрии... трудовой и творческий коллектив энтузиастов состоит из представителей более чем 40 национальностей... КамАЗ — подлинно интернациональная стройка нашей страны. Это особо ощущается на объектах, куда ежедневно поступают материалы, техника, механизмы, оборудование из всех республик нашей великой Родины. Было бы неправильно думать, что в ходе работ по сооружению автозавода все идет гладко. Есть много трудностей... До пуска первой очереди автозавода остается два года. По существу началась решающая битва за КамАЗ. Продолжая славные трудовые традиции рабочего класса, дружный коллектив строителей КамАЗа полон решимости с честью оправдать высокое доверие партии и ввести первую очередь завода в намеченные сроки».
Первый двигатель в одном из цехов был собран в 1974-м, а через два года с главного сборочного конвейера сошел автомобиль КамАЗ-5320. На тот момент общая развернутая площадь всех зданий и сооружений завода составляла свыше 3,3 тыс. кв. км.
В 1981-м в эксплуатацию ввели вторую очередь КамАЗа. А через семь лет предприятие выпустило миллионный грузовик. Продукция завода к этому времени поставлялась уже в десятки стран мира, а рост производства бил всевозможные рекорды. Затем были непростые 1990-е, за которыми последовал новый этап развития.
Двухмиллионный грузовик сошел с конвейера в феврале 2012-го. Продукция предприятия, благодаря усилиям отечественных инженеров, постоянно совершенствовалась. К примеру, в 2021-м на одной из выставок был представлен водородный электробус КАМАЗ-6290. В общей сложности за время своего существования завод выпустил свыше 2,25 млн машин (каждый третий автомобиль — это КАМАЗ) и порядка 2,85 млн двигателей.
© Изображение №1 – SuperTank17 / CC BY-SA 3.0 (КамАЗ-5320); №2-4 – Alexey8601 / CC BY-SA 4.0 (КамАЗ-65111, КамАЗ-43255 и КамАЗ-65116 соответственно); №5 – Artem Svetlov / CC BY 2.0 (КамАЗ-65802); №6 – Алексей ААВ / public domain (КамАЗ-65115); №7 – SuperTank17 / CC BY-SA 3.0 (КамАЗ-6540); №8 – Акутагава / CC BY-SA 3.0 (Гоночный грузовик КамАЗ)
2 минуты
1294 читали