657 подписчиков
В 1924 году Р. Штайнер описал два пограничных состояния, из которых исходит двойной путь к самопознанию: человек, размышляющий о мире, замечает, что развивает мысли о мире из себя самого.
"Он может сказать себе: в моих мыслях живу "Я". Мир дает мне повод пережить самого себя. Наблюдая мир, я обретаю себя в моих мыслях. Продолжая размышлять, человек теряет сознание мира; в сознание вступает "Я". Он перестает представлять мир; он начинает переживать свою сущность".
И наоборот: человек, углубившийся сам в себя, должен признать, что он обязан своей деятельности в мире тому, что он ощущает в себе.
"Человек может сказать себе: я не был одинок в моей судьбе; в мои переживания вступил мир. Я хотел того или этого. Мир влился в мою волю. Я нахожу мир в своей воли, переживая волю в самонаблюдении. Углубляясь в собственную сущность, человек теряет ее из сознания; в сознание вступает мир. Человек перестает ощущать самого себя; он начинает воспринимать мир в своем чувствовании".
Так человек приходит к опыту:
"Я мыслю вовне, в мир - и я нахожу себя; я погружаюсь в себя самого - и я обретаю мир".
В ощущении этого парадокса, этой идеи о том, что мир отображает наши мысли и что благодаря миру происходит становление нашего существа, и есть исходная точка антропософского самопознания. В этом самопознании раскрывается следующая истина: существует такое углубление в мышление, посредством которого не просто теряется мир, но и обретается духовный мир.
И: "Существует такое переживание судьбы, в котором человек не теряет себя. Можно и в судьбе пережить самого себя, как действующего, влияющего... Если человек во власти судьбы в состоянии найти собственное действие, то его "Я" сущностно явится ему не только в собственном внутреннем, но и в чувственном мире".
1 минута
10 декабря 2022