Найти тему
22,8 тыс подписчиков

Водка как национальный русский продукт. Изменилась ли она после отмены государственной монополии на ее производство?


В 1992 году Борис Ельцин своим указом отменил госмоноплию на производство и торговлю алкогольных напитков. Наступило золотое время для производителей водки, поскольку именно ее предпочитает пить русский народ.
Водочным коммерсантам была на руку непритязательность потребителей их продукции. Чтобы получить пригодную к продаже водку было достаточно смешать спирт с водой в полученной великим химиком Менделеевым пропорции. Проблем с сырьем у них не было. Бывшие советские заводы снабжали спиртом любого, кто был готов платить наличными.

Стали производить водку, кому не лень. По названиям можно было изучать историю России. Появились такие бренды как «Pushkin», «Tolstoj», «Rasputin», «Nikolai II», «Molotov», «Eltsin», «Gorbatschow» и, наконец, «Putinka».
Ну, а качество – как кому повезет. На первых порах разливали все из одной бочки и никакого контроля не было. Тогда и возник термин «паленка», иначе – поддельный алкоголь. Появились народные способы проверки качества водки – тщательно изучить этикетку и пробку, взболтать и посмотреть есть ли осадок и пр.

Можно было и самому стать доморощенным водочным производителем. В палатках ранней капиталистической России продавался голландский спирт «Royal». Смешал с водой в нужной пропорции, настоял на апельсиновых корочках, и напиток готов.

Свободный рынок алкоголя продержался ровно год. Вместо монополии ввели 80-процентный акциз. Его, естественно, никто не платил, иначе экономика производства не сошлась бы. Ельцин попытался было наладить контроль, создав алкогольную инспекцию, но было поздно. Рынок был уже поделен. В 1998 году инспекцию упразднили и отрасль экономики с ее громадными оборотами на долгие годы ушла в тень.

В наследство от полученного года свободы рынку водки досталось разнообразие брендов, красочных этикеток и форм бутылок. Никакие акцизы и регуляторы так и не смогли этого побороть.
1 минута
794 читали