Найти тему
15 подписчиков

Если посмотреть на всемирную историю с финансовой точки зрения, то вообще не понятно, как могла произойти Первая мировая война.


В 1914 году почти половина ценных бумаг на Лондонской бирже были зарубежными. У тогдашних лудоманов было в распоряжении 40 разных бирж по всему миру, телеграф (сообщение из Нью-Йорка в Лондон можно передать за какие-то 30 секунд), золотой стандарт и никаких неприятных сюрпризов в ставках от регуляторов.

Какое-то время было, конечно, неспокойно в России, Германии, Франции и Австрии. И свой пузырь доткомов тоже был. Правда, тогда он был про золото в Африке, а не про интернет.

Но это были мелочи. Представим, что вы лондонский рантье из 1880 года. Во-первых, у вас есть возможность вложить свою котлету фунтов стерлингов буквально в любую страну мира. А во-вторых, к 1913 году эта котлета принесла бы очень неплохую доходность.

Было решительно не понятно, как можно взять и разрушить всю эту малину, устроив глобальный замес.

За 16 лет до войны российский экономист Иван Блиох опубликовал шеститомник под названием «Будущая война и её экономические последствия». И там среди прочего прямо говорилось: вооружение сейчас настолько продвинуто, что любой глобальный конфликт приведет к всеобщему банкротству стран.

За пять лет до войны в Англии вышла книжка «Великое заблуждение». В ней очень убедительно доказывалось: взаимная финансовая зависимость стран - лучшая гарантия, что воевать друг с другом они не будут.

Поэтому когда рынки получили новость о покушении на Франца Фердинанда, не произошло ничего серьезного. А вот уже месяц спустя на них царила полноценная всеобщая паника.

Бывают времена, когда экономическая логика просто не работает.
1 минута