Найти тему
18,1 тыс подписчиков

[Ships]

Как и ожидалось, обсуждение крейсер 2 ранга "Новик" было довольно оживленным, вызвав достаточно много различных предложений, суждений и мнений. Это все закономерно, так как крейсер действительно не заурядный, но идеальным его конечно тоже нельзя было назвать.
Давайте продолжим данную тему, и обратим внимание на несколько, я бы сказал "спорных моментов", которые могли бы добавить красок к облику этого бесспорно легендарного корабля.

1.Желание добиться максимальной облегченности всех конструкций (оно и понятно - меньше вес, больше скорость) привело к тому, что зимой 1901/1902 года пришлось заменить трапы в котельном отделении - прежние не выдержали даже годичной эксплуатации. На минуточку вспомним, что в Кронштадт крейсер пришел из Германии только а мае 1902 года! То есть по этим трапам десятки русских матросов еще не "бегали" - только рабочие завода и заводская команда.
Здесь же можно добавить "необычную узкость" трапов и всех входов и выходов крейсера! Это выявили на инспекторском смотре 1903 года, в котором возможно участвовали не самые худые начальники, ))).

2.Интересная оказалась ситуация с рулевой рубкой. По первоначальному проекту (его элементы можно хорошо увидеть на той самой модели из ЦВММ, фото ниже) предполагалось только наличие ветроотражательного щита перед боевой рубкой и всё. Отсутствовал и ходовой мостик, которого не было в чертежах МТК. Но эти "огрехи" взаимодействия были преодолены и корабль получил и рулевую (ходовую) рубку, и мостик.

3.Нельзя оставить без внимания и силовую установку крейсера. В сущности она была достаточно современной: три ВМ ТР (четыре цилиндра) и 12 водотрубных котлов системы "Шихау" (в сущности - модификация котлов Торникрофта). Однако еще в ходе постройки указывались их недостатки: трудность доступа к нижним концам водогрейных трубок, их очистки ЗАМЕНЫ, а также большая кривизна трубок, что способствует скоплению накипи и прогоранию. Интересно, эти доводы были приняты и на "Жемчуг" и "Изумруд" получили котлы Ярроу, что касается "Новика" - ему пришлось уже в ходе службы бороться с этими недостатками.
Но ключевым недостатком, который можно считать и привел к трагической гибели корабля было отсутствие разобщительных муфт на гребных валах. Из-за этого винты неработающих машин не могли свободно вращаться и создавали дополнительное сопротивление, уменьшая скорость (потеря хода до двух узлов). Приходилось на экономическом ходе, когда средняя машина могла бы не действовать, приходилось в нее направлять часть пара хотя бы для небольшого вращения винта. А установить муфту нельзя было опять из-за все той же тесноты!
Кстати, "камушки" получили эту муфту.
В совокупности: ошибочность расчетов полный запас угля в 509 т не мог обеспечить 5000-мильную дальность (10 узлов) - только 3200 миль; неполная загрузка угля перед выходом в бой 28 июля; необходимость тратить пар на среднюю машину при экономическом ходе (оптимально - 52-55 об/мин) в ходе прорыва и привело к необходимости захода и в Циндао, и главное, - на рейд Корсаковского поста.

Но несмотря на отмененные особенности такие корабли были очень нужны эскадре, причем не для эскадренного боя, как фантазируют читатели, а для обеспечения действий эскадры, для действий в интересах крепости, для дозорной и разведывательной службы.
Даже два таких корабля смогли бы решить многие задачи, а главное дать передышку одному единственному, которым и был крейсер 2 ранга "Новик" в Порт-Артуре.
2 минуты
909 читали