Найти тему
790 подписчиков

С ГНЕВОМ НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО...


Гнев - это грех или нет? Вроде бы да, а вроде и нет. Спросим у преподобного Иоанна Дамаскина, который написал серьезную книгу с не менее серьезным названием "Точное изложение православной веры". Где, как не в "точном изложении" искать ответы на вопросы?
Прп. Иоанн Использует целых четыре ! термина, которые в русском переводе звучат просто - гнев. Для различения и, конечно же, солидности, будем использовать древнегреческий язык, на котором и написана в оригинале сия душеполезная книжица.
Итак. Гнев (θυμος) – общее название гневной силы души. Гнев (οργη и χολη) – примерно одно и то же, означает вспыльчивость, темпераментность (например, холерик) - почти ничего плохого, мы сегодня часто говорим: "Он хороший, но просто вспыльчивый". Далее, гнев (Μηνις) – злопамятство, и это уже серьезно. И, наконец, гнев (Κότος) – месть, самое тяжелое состояние гнева.
И финальная мысль прп. Иоанна (прочитайте ее очень вдумчиво): «гнев (θυμος) – спутник разума, защитник желания. Ибо, всякий раз как мы устремим свое желание на предмет и со стороны кого-либо встретим препятствие, то гневаемся против него, как оскорбленные; так как разум в тех, которые охраняют свое положение, как требует природа, очевидно, решил, что случившееся – достойно негодования»[1].
Какой вывод можно сделать? Гнев - это естественная и очень важная сила души. Без нее не поборешься со злым и не защитишь доброе. Вспыльчивость, злопамятство, месть - это определенные проявления гнева.
ГНЕВ +ДОБРАЯ ЧЕРТА=ДОБРОДЕТЕЛЬ и ГНЕВ+ПЛОХАЯ ЧЕРТА=ГРЕХ
Поэтому, гнев сам по себе не является плохим или хорошим, но становится таковым в зависимости от того, какая часть души, светлая или темная, им "пользуется". Ну а какая уж из этих частей победит, зависит от того, какую из них мы будем больше "кормить".
[1] Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры. М.: Отчий дом. 2011. С. 102.
С ГНЕВОМ НЕ ВСЕ ТАК ПРОСТО...  Гнев - это грех или нет? Вроде бы да, а вроде и нет.
1 минута