Найти в Дзене

Решила порассуждать немного о стыде. Откуда он берется? Какой он бывает?


Я хотела начать свой пост с метафоры философа или писателя, которая могла бы ёмко описать это чувство, но столкнулась с тем, что стыд ими будто восхваляется.

Например, Л.Н. Толстой сказал: «Стыд перед людьми — хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой.»

Я задумалась, насколько можно вообще развести эти два вида стыда: перед собой и другими? И есть ли из них что-то «лучше»?

Килборн в своей книге «Травма, стыд и страдание» отмечает, что стыд может проявляться в желании спрятаться, быть невидимым, чему, кстати, очень потворствует переход части нашей жизни в онлайн формат: порой можно вовсе не включать камеру и ничего не говорить, дабы не сталкиваться со взглядом другого.

Стыд так же может быть вызван страхом, что люди увидят какой «ты на самом деле», тем, что ваши поведение и рассуждения не совпали с неким идеалом, который бы хотелось демонстрировать другим.

Стыд может нарастать как снежный ком, и вы сами не заметите, как вовсе перестали показывать людям своё настоящее Я, а надели «маску», в страхе перед этим пожирающим чувством.

Часто стыд и вину называют как нечто эквивалентное. «Я сказала ему ужасные вещи, мне так стыдно, я так виновата». Но можно задуматься о том, что вина ощущается перед кем-то и в каком-то смысле вину можно загладить, мы можем извиниться перед мамой, что получили двойку и стать прилежным учеником (на какое-то время).

А стыд - это чувство, проявляющееся в отношениях с самим собой, поскольку это Вы ощущаете, что люди «не так посмотрели», «поняли, что я не разбираюсь в вопросе», «увидели, что я поправилась» и другое. Здесь мы можем думать о проекциях вовне вашего внутреннего чувства. То, что вы пытаетесь скрывать от окружающих, свои недостатки, свою ранимость будто бы все время находится под угрозой разоблачения. Стыд связан с собственным идеалом, к которому примешиваются остальные конфликты, он всегда исходит изнутри.

Стыд неизменно сопровождает физические или психические страдания: стыд за излишнюю эмоциональность, за слёзы, за то, что ты не такой как все, за невозможность угнаться за собственными идеалами и идеалами наших родителей, стыд из-за разочарования в нас других людей, стыд за то, что безответно влюблен, стыд за то, что не способен полюбить, стыд за черты характера, особенности личности.

Килборн писал «Стыд является всецелым осуждением собственного бытия, внутренним осуждением, из которого нет выхода и нет возможности извинения или прощения».

Где же искать корни этого вонзающегося под кожу чувства?

За вопросом последует тривиальный ответ: в детстве, более того, начиная с младенчества.

Мы все приходим на свет зависимыми от матерей и ранимыми и важно то, как мама реагирует на это. Всем матерям свойственно порой не выдерживать крики своего младенца, поскольку невозможно отыскать их причины и устранить. Травмы неизбежны. Из них и выстраивается наша личность.

Но говоря о жгучем чувстве стыда мы имеем в виду травму, которая не была сглажена, излечена матерью.

Когда младенец сталкивается с тем, что его не принимают в состоянии боли и страха (а соответственно плача), постепенно он усваивает «правила поведения», и усваивает стыд матери, да, да, стыд самой матери за то, что она не справляется со своей ролью. И как снежный ком нарастает чувство стыда у ребенка, стыда за то, какой он есть. Уже с пелёнок усваивается понимание, что нужно быть каким-то иным. Лучше.

Килборн разделяет стыд на два вида: ядовитый и очеловеченный.

Очеловеченный стыд должен присутствовать в нашей психике, благодаря ему мы становимся более чуткими к другим и к себе. Ядовитый же стыд прорастает в младенце, когда его потребности и чувства отрицаются, когда он ощущает себя одиноким.

Чувство стыда свойственно людям с нарциссической проблематикой, которые внешне кажутся уверенными в себе и довольно эгоцентричными, что представляет собой защитную конструкцию от этого чувства.
3 минуты