36 подписчиков
💯 Правильно ли мы хвалим детей?
Ученые давно и серьезно дискутируют на тему похвалы и приходят к удивительным выводам.
💭Оказывается, выражения "хороший мальчик", "хорошая девочка" употребляются где-то с середины 19 века (всего лишь!). А идея использования похвалы для мотивации детей стала популярной после публикации книги "Психология самооценки" в 1969г. По мнению авторов, похвала должна повысить самооценку ребенка. Но не все так просто.
Другие ученые в 80 и 90 годах прошлого века в противовес начали дискуссию о том, что похвала может "размывать" мотивацию ребенка, давить на него, не давать ему принимать рискованные решения и понижать уровень независимости. Альфи Коэн, исследовавший эту тему, объясняет, почему похвала может быть разрушительной для ребенка. По его мнению, поощрение:
⭐️"Манипулирует ребенком, заставляя его подчиняться желаниям взрослых. На короткой дистанции это работает неплохо, так как дети стремятся получить одобрение взрослых. Но, возможно, это приводит к большей их зависимости;
⭐️Создает зависимость от похвалы. Чем больше поощрений получает ребенок, тем больше он зависит от оценки взрослых, вместо того, чтобы учиться постепенно полагаться на свои суждения;
⭐️Крадет у ребенка удовольствие – ребенок заслуживает того, чтобы просто наслаждаться удовольствием от того, что "Я это сделал!", вместо того, чтобы ждать оценки. Многие люди не задумываются о том, что слова "Отличная работа!" это оценка в той же мере, как и "Отвратительная работа!";
⭐️Понижает интерес – исследования показывают, что у детей снижается интерес к деятельности, за которую они получают поощрение. Вместо интереса к самой деятельности дети начинают проявлять куда больше интереса к поощрению;
⭐️Снижает уровень успехов – дети, которых поощрили за выполнение творческой работы, часто терпят неудачу в следующей попытке. Возможно, это происходит потому, что ребенок очень боится "не соответствовать" своему уровню, а возможно, он теряет интерес к работе, думая только о поощрении. Также было выявлено, что ученики, которых часто хвалят, больше пасуют перед лицом трудностей".
В некоторых культурах, например в Восточной Азии, похвала — вещь редкая. Несмотря на это, дети гораздо более мотивированы. Более того, например, в Германии, Польше или Франции выражения "хороший мальчик", "хорошая девочка" не используются в разговоре.
Исследования показывают, что разные типы поощрений оказывают разное влияние на детей. Ученые различают "личностную похвалу" и "конструктивную похвалу".
Личностная похвала имеет отношение к характеристикам данного человека, например, к интеллекту. Она оценивает ребенка в общем: хороший, умный, яркая личность. Например: "Ты хорошая девочка!", "Ты молодец!", "Я тобой очень горжусь!". Исследования показывают, что такие похвалы концентрируют внимание учащихся на внешних результатах, и побуждают их постоянно сравнивать свои результаты с другими.
Конструктивная похвала имеет отношение к усилиям ребенка и фокусируется на процессе работы, подготовки и реальных результатах работы. Например, "Я знаю, как долго ты готовился", "Я видела, как тщательно ты строил башню", "Начало сочинения вышло захватывающим". Конструктивная похвала стимулирует в ребенке развитие гибкого ума, стремление к учебе, умение противостоять собственным слабостям и отвечать на вызов.
Вопрос, конечно, не в том, хвалить ли нам наших детей, а в том, как их хвалить?
Исследования ученых показывают, что конструктивная похвала побуждает ребенка работать больше, учиться, исследовать мир и позволяет здраво взглянуть на собственные возможности. Кроме того, искренняя похвала, которая отражает реальные ожидания, может повысить самооценку ребенка.☝️
Ставьте реакции и пишите, хотите ли вы больше материалов с исследованиями на тему похвалы!❤️
#методиум_детская_психология
3 минуты
7 декабря 2022