Найти тему
5656 подписчиков

Девочки, что мы знаем о мигрантах? Что они живут этническими диаспорами, у которых есть лидеры.


В этот миф долго верили и социологи, пока не начали пристально изучать мигрантские сообщества.

В 2014 году социологи Евгений Варшавер и Анна Рочева организовали увлекательное полевое исследование: его участники посетили 80 московских ресторанов «этнической кухни» по всей Москве, часами наблюдая и интервьюируя персонал и местных завсегдатаев.

Выяснилось следующее.

Во-первых, мигрантские сообщества Москвы складываются не по этническому признаку: люди оказываются в одном сообществе по семейным или земляческим сетям, в связи с работой в одном месте или религией, и во всех этих случаях этничность и общий язык не решающий признак объединения.

Во-вторых, этнические диаспоры сообществами не являются: совокупность этнических мигрантов расслаивается на элиты и низшие социальные слои, внутри диаспоры нет тесных связей и не складываются социальные институты. Единственное исключение — киргизтаун — параллельный город внутри Москвы!

В-третьих, вместе с киргизтауном, исследователи выделили пять типов мигрантских сообществ Москвы: сообщества шаговой доступности — это когда мужики из шиномонтажки ходят в ближайшее к ней кафе. Землячества — это когда узбеки и таджики из Самарканда сохраняют транснациональные связи с родиной и ловко интегрируют новоприбывших мигрантов. Исламские — в которых национальная и любая другая идентичность должна быть оставлена в пользу религиозной.

Отдельно ученые выделили «азербайджанский бизнес» — социальную сеть с высокой плотностью связей.

Социолог Евгений Варшавер вообще может рассказать о мигрантах много интересного. Сегодня он сделает это в рубрике #Учёныепосубботам.
1 минута
18,1 тыс читали