Найти тему
18 тыс подписчиков

[Ships]

Еще один герой русско-японской войны - уж извините, двигаемся по залам Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого, стараемся ничего не пропустить. И сейчас именно данный период.
Уверен, с одного взгляда на фотографии каждый из читателей узнал корабль.
Да, это русский бронепалубный крейсер II ранга "Новик".

Модель резко выделяется среди подобных стоящих рядом своим цветом (светло-оливковым цветом, также с применением никелированных деталей) и изящностью форм. Это не удивительно - модель корабля (М1:48) выполнена на заводе "Шихау" (Эльбинг, Германия) во время постройки корабля, так что это еще одна модель, которой почти 120 лет.

Известность крейсера сейчас достаточно велика. Ситуация за последние 20-25 лет сильно изменилась, и теперь имя "Новик" связывают не только с эсминцем Балтийского флота, но и с крейсером, который в свое время привлек к себе большое внимание морских экспертов. Да и количество людей, которые знают, что понимается под термином "новик", тоже возросло неизмеримо (в сравнении с 70-80-ми годами ХХ века).

Мне бы хотелось вспомнить несколько интересных аспектов из жизни корабля.
1.При закладке крейсера командир корабля капитан 2 ранга П.Ф.Гаврилов был удивлен поразительной точности пригонки частей набор: "...Можно смело сказать, что до сих пор на стапель не было принесено ни одного золотника лишнего металла, зубило отсутствует, все отверстия точно совпадают". Видимо сравнивать с отечественными заводами.

2.В мае 1901 года практически готовый крейсер посетил кайзер Вильгельм II, который по рапорту командира : "... лестно отозвался об удобствах размещения, обратил внимание и выразил предположение, что артиллерия на крейсере СЛИШКОМ СИЛЬНА по его размерам и назначению".
Можно конечно "порадоваться" такой оценке - но часто подобные личности говорят то, что надо, преследуя определенные цели, а не то, что есть на самом деле. Главное, что русские адмиралы не стали ослаблять вооружение "Новика", а то "с них стало бы".

3.На мой взгляд, лучше всего описание внешнего вида и конструкции крейсера представлено в "Отчете по морскому ведомству за 1897-1900 года", причем достаточно "футуристично", чем-то напоминая описание "Золотого крейсера" или "Наутилуса".
Судите сами:
"Тип крейсера II ранга "Новик" представляет собою огромный миноносец в 3000 тонн с 25-узловым ходом... Нижняя часть крейсера представляет собой сигароподобное сооружение, по вертикальному направлению, несколько сплюснутое, сверху прикрытое броневою палубою, а снизу состоящее из двойного дна, постепенно сходящегося с наружною обшивкой и, приблизительно на половине расстояния от киля до ватерлинии переходящего в систему бортовых угольных ям, снизу и сверху броневой палубы... Над сплюснутою сверху подводной "сигарою" стоит надстройка, в большей своей части надводная образующее одно межпалубное пространство.
Кстати, как думаете называлось это "межпалубное пространство?" (жду ответа в комментах).

4.Крейсер, по большинству оценок получился достаточно хорошим, но не идеальным. У него было много недостатков и особенностей, которые отличали его от отечественных кораблей. Например, деревянный настил верхней палубы был заменен линолеумом. У такого решения может быть разная оценка, но у него была и своя очень веская причина - как думаете, какая?

Правда у крейсера "Новик" было и то общее, его "роднит" с кораблями отечественной постройки - наши "заказчики" и немцев довели "до ручки" желанием вносить изменения и проводить бесконечные согласование чертежей. Но крейсер все таки достроить удалось, ))

Надеюсь к обсуждению этого корабля мы еще вернемся, а пока предлагаю полюбоваться на его модель (фото сделано через стеклянный саркофаг, так что приношу извинения).
3 минуты
984 читали