Найти тему
63,8 тыс подписчиков

В этот день 76 лет назад (4 декабря 1946 г.) на Московском заводе малотиражных автомобилей (МЗМА) с конвейера сошел первый «Москвич-400». На следующий год началось его серийное производство.

Е. Щукина. Трудовая победа москвичей // Пионерская правда. — М., 1947. — №96 (2 декабря). — С. 2:
«Автомобиль Москвич. Он может мчаться со скоростью 90 километров в час, а бензина расходует значительно меньше, чем другие легковые машины. Московский завод малолитражных автомобилей с каждым месяцем увеличивает выпуск машин».
По сути, «легковушка» была копией немецкого Opel Kadett K38, который выпускали в Германии до 1940-го. После окончания войны по личному приказу Сталина в Москву вывезли уцелевшее оборудование одного из заводов Opel, где и собирали упомянутый автомобиль. По некоторым данным, часть бумаг была утеряна и советским конструкторам пришлось восстанавливать техническую документацию по готовым образцам.
Машина быстро завоевала популярность у советских граждан. Правда, далеко не все могли себе ее позволить. За семь лет с конвейера завода сошло свыше 210 тыс. автомобилей: 4-хдверные седаны, кабриоседаны, фургоны с деревянным каркасом кузова и модели для инвалидов.
В 1954-м был налажен выпуск более мощного авто — «Москвич-401». В следующие десятилетия появлялись новые усовершенствованные модели, увеличивались объемы производства. В 1974-м на Автомобильном заводе имени Ленинского комсомола (АЗЛК) собрали двухмиллионный автомобиль — «Москвич-412». А в 1998-м количество выпущенных машин превысило 5 млн.
В 2001-м был произведен последний автомобиль под маркой «Москвич». В 2010-м в отношении ОАО «Москвич» завершилась процедура банкротства. Тогда в цехах завода собирали уже Renault. Последние сходили с конвейера вплоть до марта 2022-го. В мае этого года акции предприятия перешли в собственность московского правительства, а на следующий месяц завод вернул себе прежнее название — «Москвич». В ноябре на нем возобновили сборку одноименных отечественных автомобилей.
© Изображение №1 – Asterion / CC BY-SA 3.0 («Москвич-400»); №2 – Kuemmjen / CC BY-SA 3.0 (Opel Kadett K38); №3 – Marcin Szala / CC BY-SA 3.0 («Москвич-400»); №4 – Igor Mazurov / CC BY-SA 2.0 («Москвич-400»); №5 – Sergey Rodovnichenko / CC BY-SA 2.0 («Москвич-400» с деревянным фургоном); №6 – DL24 / CC BY-SA 4.0 («Москвич-402»); №7 – Torsten Maue / CC BY 2.0 («Москвич-412»); №8-9 – М. Мишина / mos.ru / CC BY-SA 4.0 («Москвич-3», серийное производство которого было запущено в ноябре 2022 г. Автомобиль является лицензионной копией Sehol X4 китайской компании JAC Motors)
2 минуты
1333 читали