13,4 тыс подписчиков
Все мы знакомы с приключениями Остапа Бендера и Кисы Воробьянинова (хотя бы по фильму Гайдая), описанными И. Ильфом и Е. Петровым в романе "Двенадцать стульев". Кто-то из русских патриотов всерьёз считает это произведение плагиатом: якобы изначально оно было создано М.А. Булгаковым, но потом в результате козней захвачено парочкой оголтелых одесских интриганов. Не знаю... Я так не считаю хотя бы потому, что произведения "Двенадцать стульев" и "Золотой телёнок" сильно приперчены чисто еврейским (одесским) юморком (который лично мне после известных событий 2014-го года кажется всё более и более отвратительным), а М.А. Булгаков, будучи, наоборот, человеком русским, вряд ли столь сильно пестовал в себе еврейские узконациональные словесные обороты с упоминанием еврейских имён и фамилий. В фельетонной же стилистике, модной в 1920-е годы, писали многие, например, тот же Зощенко, Ардов и пр. Кроме того, и Ильф с Петровым, и Булгаков сотрудничали с газетой "Гудок", конкретно - писали фельетоны. Ну да оставим литературные споры литераторам. Итак...
Помните сценку "аукциона Главнауки"? Напомню: "Концессионеры заняли места в четвертом ряду справа. Ипполит Матвеевич начал сильно волноваться. Ему казалось, что стулья будут продаваться сейчас же. Но они стояли сорок третьим номером, и в продажу поступала сначала обычная аукционная гиль и дичь: разрозненные ГЕРБОВЫЕ СЕРВИЗЫ, соусник, серебряный подстаканник, пейзаж художника Петунина, бисерный ридикюль, совершенно новая горелка от примуса, бюстик Наполеона, полотняные бюстгальтеры, гобелен «Охотник, стреляющий диких уток» и прочая галиматья." Напомню: "гиль и дичь... и прочая галиматья" типа ГЕРБОВЫХ СЕРВИЗОВ - это сервизы, где основным декором предметов являлся герб Российской империи - двуглавый орёл с короной. Таких сервизов было выпущено немного, все - на ИФЗ по заказу императорского двора, все представляют собой историческое и культурное достояние России. О каждом из них обязательно выйдет отдельная статья или хотя бы пост.
Описана обыкновенная, можно сказать, будничная сценка московского аукциона, коих в 1927-м году (а именно в этом году писался роман) в Москве проходило множество, и репортёры московских изданий были на таких мероприятиях завсегдатаями. Так что сценка списана с натуры. Вот архивное фото 1927-го года. В том году, в июне месяце СНК СССР предложил Наркомторгу "организовать вывоз из СССР предметов СТАРИНЫ и РОСКОШИ, как-то: старинной мебели, предметов домашнего обихода, религиозного культа, предметов из бронзы, фарфора, хрусталя, серебра, парчи, ковров, гобеленов, картин, автографов, русских самоцветов, кустарных изделий и прочих, не представляющих музейных ценностей".
Тут уже происходит фокус-покус: чтобы продать культурные (исторические) ценности, даже сосредоточенные в главных музеях страны, достаточно объявить, что они "не представляют музейной ценности" - и всё: ворота открыты, дорожка скатертью! Именно так осуществлялась распродажа культурных ценностей России в то время ради пополнения казны. Этой кампании, если считать со времени изъятия церковных ценностей под предлогом помощи голодающим жителям Поволжья 1922-го года, продолжавшейся все двадцатые и первую половину 1930-х годов (контора при Госторге "Аукцион", контора "Торгсин") будет посвящена отдельная статья. А пока - вот такое документальное фото... Кроме картин - и слева (блюдо), и по центру, и справа - везде представлена посуда и статуэтки. Судя по форме, некоторые предметы (как, например, Передача рюмочная) точно изъяты из музеев, поскольку являются частью императорских сервизов XVIII-XIX веков. Сидят интересанты: по большей части (если не все!) иностранцы из представительств и посольств...
3 минуты
3 декабря 2022
1030 читали