Найти тему
426,6 тыс подписчиков

"С причудами у нас барин", - говорили крепостные про князя Николая Семёновича Вяземского. В Москве о нём рассказывали много забавных историй: он мог в один миг осыпать друзей своими благодеяниями, а наутро даже не поздороваться с ними. Хлопотал об устройстве какого-нибудь родственника, а после отказывался его принимать. Выйдя в отставку в 1799 году, он поселился в Москве, на Пречистенке, где держал большой хлебосольный дом.


В начале 1804-го в гости к Вяземским приехали погостить родные, со стороны семейства Римских-Корсаковых. Племянница князя, семнадцатилетняя Анночка, так полюбилась дядюшке за ум и скромность, что не проходило и дня, чтобы он не восхищался её достоинствами. "Отрадно сознавать, что на нашей северной почве произрос столь великолепный цветок", - пафосно говорил он. И однажды полюбопытствовал: а что бы дорогая Анночка хотела получить от него в подарок? На память?

Девушка смутилась. Воспитана она была хорошо, поэтому не рискнула открыто говорить о подарках. Тогда князь Николай Семенович приказал закладывать экипаж. Он сделал широкий жест - поехал купить дорогую соболью шубу. От этого подарка племянница покраснела до ушей, но семья не возражала – ведь подношение от родственника!

А на следующий день князь – как с ним уже бывало – даже не сказал Анночке «Доброе утро». И вообще демонстрировал всяческую неприязнь и раздражение. Выяснилось, что, одарив племянницу он тут же и пожалел: слишком дорого вышло! И дулся ещё несколько дней… на самого себя. Растерянной девушке, готовой вот-вот расплакаться, объяснили, что она совершенно не виновата. Напряжение удалось преодолеть, когда сестра жены князя пожелала сделать дорогой подарок сыну Николая Семеновича – двух верховых лошадей. От этого Вяземский сразу повеселел и недоразумение забылось.

Анночка носила шубку с удовольствием. А историю с подарком в Москве еще долго обсуждали, после чего она попала в мемуары помещицы Яньковой.

Изображений девушки не сохранилось, представлено полотно Д.Л.Стревенса.
"С причудами у нас барин", - говорили крепостные про князя Николая Семёновича Вяземского.
1 минута
177,4 тыс читали