Найти тему
43,3 тыс подписчиков

Каждому зверю верю...


Сегодня у нас - показательное клеймение в "Крокодиле" Константина нашего Сергеевича Станиславского, более известного как "Не верю!".

Карикатура Дмитрия Моора "Режиссер и "чернь": "Режиссер московского Художественного театра К. С. Станиславский заявил американским журналистам: «Какой это был ужас, когда рабочие врывались в театр в своей грязной одежде, непричесанные, неумытые, в грязных сапогах требуя играть революционные вещи".

СТАНИСЛАВСКИЙ:—Леди и джентльмены! Как я счастлив, что не вижу перед собой этой советской черни!..

С американскими журналистами создатель всемирно известной театральной системы общался, разумеется, не в СССР. А в рамках длительных гастролей МХАТа по Европе и Америке, на которые театр отправился в 1922 году.

Надо сказать, в начале 1920-х Станиславского большевики не очень любили - достаточно вспомнить, что в Гражданскую войну великого режиссера брали в заложники при прорыве белых к Москве.

Ну и, надо признаться, с точки зрения большевиков любить его было не за что. С точки зрения новой власти Станиславский был тривиальным раскулаченным буржуем.

Напомню на всякий случай, что Станиславский - псевдоним, а настоящая фамилия Константина Сергеевича - Алексеев.
Он был из тех самых Алексеевых - знаменитого московского купеческого клана, давшего Москве немало тогдашних "олигархов". Достаточно вспомнить двоюродного брата нашего героя - Николая Александровича Алексеева, подняшегося до должности московского городского головы и построившего москвичам современный водопровод, канализацию, много школ и больниц - вроде музыкальной школы имени Н. А. Алексеева на Николоямской или Алексеевской больницы, более известной как "Кащенко".

Об этом почему-то не любят вспоминать, но и сам Константин Сергеевич до ревоюции тоже был весьма известным предпринимателем.

Алексеевы к своей репутации относились серьезно - Станиславский и псевдоним-то взял по требованию родни, чтобы не позорить своим фиглярством на подмостках семью. Ну, фиглярство не фиглярство, а кровь не пропьешь, деловая хватка у Константина Сергеевича была дай бог каждому. Когда суровый папа Сергей Владимирович отправил наследника в Европу - изучать, как можно вывести из кризиса традиционный семейный бизнес - золотоканительное производство, будущий Станиславский вернулся оттуда с бизнес-проектом.

"Папенька, - так примерно доложился об итогах командировки сын. - Ваша золотая нить - пошлое Средневековье, не имеющее перспектив. Будущее - за электричеством, давайте учиним кабельное производство". И действительно - вскоре Константин Сергеевич, тогда еще Алексеев, представил правлению товарищества проект реорганизации производства для выпуска электрических проводов вместо канители.

Заводские корпуса поставили на улице Малая Алексеевская, 21. Здесь вообще надо сказать, что клан Алексеевых планомерно обустраивал себе штаб-квартиру в районе Алексеевских улиц, Малой и Большой (при Советской власти - Малая и Большая Коммунистические, в новой России - улицы Станиславского и почему-то Солженицына).

К 1917 году алексеевское кабельное производство было крупнейшим и лучшим в стране. После революции завод был национализирован и переименован в «Электропровод». Он активно работает и сегодня, только выведен из Москвы в подмосковный Подольск.

Ну а бывший буржуй Константин Сергеевич с облегчением занялся исключительно театром.

Вернувшись из гастролей по Америке, ничего больше про чернь не говорил, писал теоретические работы по своей системе и ставил во МХАТе "Дни Турбиных", на которые убежденный театрал Сталин ходил 15 раз.

Тогда, конечно, уже никто никаких карикатур на классика не рисовал.
_____________
Это проект "История в карикатурах". Каждый день я буду показывать вам карикатуру и рассказывать про нее. Присоединяйтесь и подписывайтесь на канал!
3 минуты
391 читали