Найти тему

Ненависть Антона Павловича Чехова к маленькому, мелочному, мелкому человеку.

Трудно себе представить более жесткого автора, по отношению к маленьким людям. Пожалуй, Антон Павлович установил здесь один из мировых рекордов... И года два назад я бы ещё вступил с ним в спор, но сегодня очень хорошо видно то, насколько Чехов был прав.
Самое страшное, что может случиться с человеком и его душой - это рабство. Не важно какое рабство: прямое (то есть зависимость от человеческого хозяина), от денег, от видимой "благодетели"....
Вспомните рассказ "Княгиня" - ведь там также речь идёт о мелочном и маленьком человеке, который замкнулся в своём мирке, в своей "благодетели" и не хочет ничего видеть, слышать. Более того, она никогда не сможет усомниться в своих "идеалах", так как даже тогда, когда её, как котёнка, бухнули головой в её же поступки, то Княгиня ни то что не изменила своего образа жизни, своей идеи... Она даже не задумалась о своих "высоконравственных деяниях". Она целиком и полностью отдала себя им, превратив свою душу в рабскую.
(Кстати говоря, в этом рассказе есть ещё один маленький человек - тот самый доктор, который сказал ей обо всех её грехах в пылу гнева... Вспомните, ведь когда он немного остыл, то... Извинился. Извинился за правду.
Таким образом, Михаил Иванович также подписался в собственном грязном и липком страхе перед бывшей госпожой).
Вспомните рассказ "Спать хочется".... Ведь этот рассказ не столько о жестоком обращении с детьми, сколько о том, на что способен "футлярный человек", если у него отобрать сон... Это действительно очень страшный рассказ. И по своей идее, и по своему смыслу.
Причем даже тогда, когда Антон Павлович Чехов пишет об абсолютной ничтожности денег (рассказ "Сапожник и нечистая сила"), он ещё и обязательно говорит о том, что мелкий и мелочный человек никогда не сможет стать свободным, если только не изменит своего сознания. В этом рассказе есть чудесная сцена, где сапожник, обретший колоссальное богатство, тут же становится рабом власти, денег, обжорства.
Он по-прежнему не может сказать "нет", не может взбунтоваться. Он по-прежнему тот же сапожник, подчиняющийся всем и каждому. Впрочем, как и многие другие "дворяне" в этом рассказе, представленные серой безликой массой... Они все - такие же сапожники и именно поэтому они орут и кричат на подвластных им людей, ведь в их лице, в их поступках - они видят себя.
Ненависть Антона Павловича Чехова к маленькому, мелочному, мелкому человеку. Трудно себе представить более жесткого автора, по отношению к маленьким людям.
1 минута
227 читали