Найти тему

Запись певческих рукописей


Певческие крюковые рукописи занимают довольно скромное место в русской палеографии. Хотя они обладают рядом особенностей присущим только им, помимо возраста и происхождения. Для них характерны и показательны изменения в почерке, в появлении новых начертаний и систем нотаций в течение ряда веков.

Знамена древнейших певческих рукописей XI-XIV вв. относят к «уставным», что выражено в жирном письме и квадратности. На письме знамена представлены двумя соединенными вертикальной и горизонтальной линиями: толстый нажим короткой вертикальной и тонкая, почти исчезающая, горизонтальная черта. При этом они имеют наклон и образуют тупой угол. Размеры знамен представлены в двух видах для крупного и мелкого письма.

Ярко выраженный признак написания знамен – отсутствие пределов строки, в которые они могут быть вписаны, и связи добавляемых к ним дополнительных надстрочных знаков. Нотная строка самостоятельна и не подчинена тексту.

По прошествии веков нажим становится более тонким, увеличивается размер вертикальной черты и в целом самих знамен, изменяется наклон линий до почти вертикального написания и образуется острый угол соединения горизонтальной и вертикальной линий.

Процесс видоизменения певческих крюковых нотаций и текста неминуемо возвращает к изучению древнейших рукописей распева. Оценка исторических предпосылок возникновения и поиск достоинств первоначальных рукописей помогают понять Смыслы их образного начертания и музыкального воспроизведения.

Одной из древних крюковых рукописей, дошедшей до наших дней, является «Благовещенский кондакарь» XI-XII вв. С ней можно ознакомиться в Российской национальной библиотеке, г. Санкт-Петербург.
__
Подробнее о Факультете Высшего Управления - провласть.рф
Запись певческих рукописей  Певческие крюковые рукописи занимают довольно скромное место в русской палеографии. Хотя они обладают рядом особенностей присущим только им, помимо возраста и происхождения.
1 минута
625 читали