17,5 тыс подписчиков
[History]
Когда происходит событие - в первый момент появляется мысль - "это впервые", но затем, когда разбираешься, то оказывается, что нечто подобное уже было.
Так и в отношениях с Турцией, которой Россия частенько вела войну, но были и периоды дружбы, например:
26 июня (8 июля) 1833 года граф А.Ф Орлов подписал Ункяр-Искелессийский договор сроком на 8 лет, который де-юре закрепил русско-турецкий ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ союз (а не просто мир).
Договор содержал 6 явных и одну секретную статью: в первых провозглашались принципы взаимной защиты обоих государств «против всякого покушения», а в случае необходимости – право Турции ТРЕБОВАТЬ от России военно-морской помощи. В секретной статье предусматривалось, что в случае определённых обстоятельств Турция вместо военной поддержки России должна под любым предлогом оперативно ЗАКРЫТЬ Дарданеллы для входа иностранным военным судам.
Этот договор стал крупным успехом российской дипломатии и показал рост влияния Петербурга на Константинополь. Короткий альянс двух держав помог России обезопасить свои южные морские границы и превратить Чёрное море во внутренний русско-турецкий бассейн.
Но несмотря на то, что в Лондоне и Париже в точности ещё не знали всех условий Ункяр- Искелессийского договора, этот документ вызвал там большой резонанс. В британской столице прокатился настоящий «Девятый вал» антирусской ИСТЕРИИ. Передовицы газет «The Times» и «Morning Post» захлёстывала буря негодования с призывами ГОТОВИТЬ НАЦИЮ к войне, пока русские не захватили крепости в Дарданеллах. Британскую нацию? К войне?
А какое им вообще дело до турецких крепостей?
Англия и Франция выразили протест против договора в виде демонстрации своих эскадр у Тенедоса, и к ноябрю 1833 года в Средиземном море находилось уже 18 вымпелов, из них два 120-пушечных - «Британия» и «Сент Винсент» (помните, это те 120-пушечники, на которые британцы "сделали ставку" по итогам Трафальгара, а в России построили "Варшаву").
Русофобская кампания на Западе росла как снежный ком, из британского и французского посольств в Петербурге исходили упрёки и угрозы в адрес России. Министр иностранных дел Англии лорд Генри Пальмерстон заявил турецкому послу в Лондоне, что пропуск русских военных судов через Проливы (имея в виду прохождение кораблей балтийской эскадры вице-адмирала П.И. Рикорда) даёт английским точно такое же право прохода в Черное море в силу договора от 1809 года.
Видимо, как это часто мы видим сейчас, уже тогда британский МИД слабо представлял себе географию региона, не видя разницы между кораблями России, берега которой омывали воды Черного моря, и кораблями Британии, чьи берега омывали моря несколько «иного бассейна».
В тот напряжённый период российская дипломатия приложила немало усилий для убеждения турецкого руководства держаться стойко и не поддаваться угрозам и давлению. И ей это удалось.
Несмотря на негативные последствия на внешнеполитической арене, Босфорская экспедиция укрепила в глазах Европы престиж России и поставила её в ряд морских держав, с которыми нужно считаться. Пребывание русской эскадры в Босфоре позволило продемонстрировать Западу потенциальные возможности Черноморского флота, которые британцы взяли на заметку. И в дальнейшем они не упускали из виду данный вопрос, прилагая огромные усилия по уничтожению этого флота, что в конце концов им это удалось.
В дальнейшем военно-морская доктрина России в Восточном вопросе претерпела изменения. После истечения срока действия Ункар-Искелесийского договора под давлением европейских держав в 1841 году будет подписана Лондонская конвенция о проливах, лишившая Россию права блокировать вход военных кораблей третьих стран в Чёрное море.
И в ближайшей перспективе Черноморскому флоту будет противостоять уже не единственный противник в виде турецкого флота - к нему присоединится мощный английский флот, который вместе с союзным французским в 50-х годах 19 века войдёт в Черное море… .
Чем это закончится мы знаем, но помним ли…?
фото 1 - британский 120-пушечник "Британия в Средиземном море
фото 2 - граф А.Ф.Орлов
3 минуты
30 ноября 2022
639 читали