53 подписчика
Вопрос - это признак мышления.
По дороге в детский сад Рита (6,5) спросила:
⁃ Мама, а знаешь почему пруд замерзает быстрее, чем река?
⁃ Не знаю, а ты как думаешь?
⁃ Потому что вода в пруду стоит, а в реке движется, и она постоянно сбивает лед пока он тонкий. Я так придумала в саду, и Юлия Евгеньевна сказала, что это правильный ответ.
⁃ О! Ты сама это придумала? Здорово!
Вроде нормальное объяснение=) Но от меня так просто не отделаться 😉, тем более, последняя часть про правильный ответ зацепила.
Я предложила пару вариантов, когда Ритина версия может не сработать.
Например, если река медленная и узкая, а пруд большой и с подземными ключами.
Или если река течет с севера и приносит лед на себе, а пруд зарос камышом, который его укрывает от мороза и пр.
Ритка шла озадаченная. И вдруг, глядя под ноги, задает вопрос: «А почему тогда где-то на асфальте есть лед, а где-то он сухой?».
Я склонна видеть связь между обсуждением пруда и вопросом. Связь в том, что без обсуждения пруда и реки, вероятно, вопрос про лед и асфальт бы не появился.
Вопрос это сформулированное удивление, обнаружение того, что мир не так прост, понятен и банален как может показаться.
Можно иметь хороший ответ (как у Риту про движение воды).
Можно придумывать странные контексты и необычные обстоятельства (как в моей реплике с камышом).
Но это все после! А в начале есть вопрос, удивление, наблюдение разрыва между привычным и неизведанным.
Очень важно, чтобы ребенок не только учился думать, но и не терял мотивацию и смелость задавать вопросы и обнаруживать сферу своего непонимания, незнания.
Вот такая радость у меня с утра🙃
А скоро этой радости будет больше и чаще!
Потому что мы запускаем ❗️философские группы для детей «Искусство мыслить. Дети»❗️
А я в этом проекте сопровождающий психолог. А команда тьюторов ITD будет вести занятия-диалоги для детей в мини-группах.
3-7 человек в группе, группы формируются из детей близких по возрасту.
Будем учиться мыслить, удивляться, вопрошать, аргументировать!
Присоединяйтесь к каналу, где мы рассказываем о том, как проходят занятия, делаем интересные упражнения и делимся детскими открытиями: https://t.me/artofthink
P.S. Это уже не первый поток, и я смотрела записи предыдущих диалогов. Дети удивительные! Они дают классные идеи, живо демонстрируют эмоции, и вообще очень отзывчивы на диалог. И нам важно подхватить эту отзывчивость, помочь родителям поддерживать мышление и вопрошающие дома.
Поэтому после групп я пишу обратную связь по занятиям и составляю индивидуальный профиль мышления ребенка, помогая родителям найти способы говорить с ребенком больше.
2 минуты
30 ноября 2022