Найти тему

"Знак" Ги де Мопассана, как один из последних его сатирических рассказов.

Кто же такой этот таинственный и великий Ги де Мопассан? Если попытаться ответить на этот вопрос просто, то получится что-то вроде "смеси Тургенева, Чехова и чёрного нормандского юмора".
Однако Мопассан был фигурой слишком сложной, чтобы пытаться охарактеризовать его подобными сравнениями и пассажами. Дело в том, что этот великий французский новеллист медленно эволюционировал из злобного сатирика в тяжёлого и мрачного писателя, который стал создавать сложнейшие произведения о тёмной стороне человечества.
Причём процесс этой эволюции скрыт от глаз читателя, так как мы просто видим, как из "Милого друга" выходит "Маленькая рок" и "Орля".
За несколько лет до своей смерти Мопассан практически перестал писать сатиру... Он полностью перешёл на готику. Очень тяжёлую и мрачную готику.
Почему это произошло? Потому что Мопассан заметил, что даже чёрный юмор не подходит к тому, о чём он пишет. Он понял, что человек начал своё колоссальное падение, что тот мрак, который по ряду причин дремал в душах людей, стал пробиваться на свет мощными гнилыми потоками.
"Знак" стал, пожалуй, одним из тех небольших маркеров, которые показывают нам эту резкую эволюцию в творчестве Мопассана. Этот рассказ по-прежнему смешной, он по-прежнему имеет в своём сюжете злобную ироническую усмешку, однако финал этого рассказа, казалось бы довольно невинный по сравнению с предыдущими строками, прошибает мерзким холодком насквозь.
Этот рассказ написан уже после "Орля" и олицетворяет собой попытку автора вернуться к прежнему стилю. Более того, весь текст рассказа выдержан в "прошедшем" стиле, но последняя страница бьёт и своего читателя и даже самого автора в нос - ты ошибаешься, если думаешь, что от Этого можно спрятаться. Это выйдет наружу. Орля проснется в человеке и очень немногие смогут ему сопротивляться, а те люди, которые говорят:
"Дорогая... нужно... нужно... сделать маленький подарок твоему мужу... это будет только справедливо" - легко подчиняться тому, чтО в них Проснётся. Точнее... Уже подчинились.
Поэтому следующий рассказ Мопассана ("Дьявол") уже не имеет ни тени иронии. Он действительно говорит о том, как в обыкновенных людях проснулся Дьявол (а может быть он никогда и не засыпал?). Страшный Дьявол. Дьявол, для которого есть лишь одна цель - зло. Зло, которое имеет лишь очень отдалённые и очень мелочные мотивы в реальной жизни.
Ну а "Бродяга" - рассказ, завершающий цикл "Орля", - заканчивается уже радостным воплем бургомистра, который мало того, что сам совершил зло, так ещё и смог заставить пасть в бездну другого человека:
"Ах, негодяй! Ах, гнусный негодяй! Наконец-то ты заработал себе двадцать лет!".
Очень хорошо, что после Мопассана появились писатели, которые своим творчеством и своей жизнью научили нас бороться с той тьмой, которая содержится внутри каждого человека, но, к огромному сожалению, зло очень схоже по действию с наркотиком.
Оно, во-первых, даёт удовольствие и зависимость от себя.
А, во-вторых, даёт самооправдание. (Посмотри, у всех есть свои слабости... Все мы люди... Все мы способны на Это... Нет абсолютного зла и абсолютного добра...). Да, действительно, абсолютное добро встречается очень редко, но абсолютное зло человечество видело уже несколько раз (Кампучия, как лишь один из примеров).
Читайте книги... Слушайте музыку... Сохраняйте в себе человека... Не давайте прорваться наружу своему Хайду, своему Орля. Сейчас это самое важное для общества, что вы вообще можете сделать.
"Знак" Ги де Мопассана, как один из последних его сатирических рассказов. Кто же такой этот таинственный и великий Ги де Мопассан?
2 минуты
206 читали