3039 подписчиков
"Знак" Ги де Мопассана, как один из последних его сатирических рассказов.
Кто же такой этот таинственный и великий Ги де Мопассан? Если попытаться ответить на этот вопрос просто, то получится что-то вроде "смеси Тургенева, Чехова и чёрного нормандского юмора".
Однако Мопассан был фигурой слишком сложной, чтобы пытаться охарактеризовать его подобными сравнениями и пассажами. Дело в том, что этот великий французский новеллист медленно эволюционировал из злобного сатирика в тяжёлого и мрачного писателя, который стал создавать сложнейшие произведения о тёмной стороне человечества.
Причём процесс этой эволюции скрыт от глаз читателя, так как мы просто видим, как из "Милого друга" выходит "Маленькая рок" и "Орля".
За несколько лет до своей смерти Мопассан практически перестал писать сатиру... Он полностью перешёл на готику. Очень тяжёлую и мрачную готику.
Почему это произошло? Потому что Мопассан заметил, что даже чёрный юмор не подходит к тому, о чём он пишет. Он понял, что человек начал своё колоссальное падение, что тот мрак, который по ряду причин дремал в душах людей, стал пробиваться на свет мощными гнилыми потоками.
"Знак" стал, пожалуй, одним из тех небольших маркеров, которые показывают нам эту резкую эволюцию в творчестве Мопассана. Этот рассказ по-прежнему смешной, он по-прежнему имеет в своём сюжете злобную ироническую усмешку, однако финал этого рассказа, казалось бы довольно невинный по сравнению с предыдущими строками, прошибает мерзким холодком насквозь.
Этот рассказ написан уже после "Орля" и олицетворяет собой попытку автора вернуться к прежнему стилю. Более того, весь текст рассказа выдержан в "прошедшем" стиле, но последняя страница бьёт и своего читателя и даже самого автора в нос - ты ошибаешься, если думаешь, что от Этого можно спрятаться. Это выйдет наружу. Орля проснется в человеке и очень немногие смогут ему сопротивляться, а те люди, которые говорят:
"Дорогая... нужно... нужно... сделать маленький подарок твоему мужу... это будет только справедливо" - легко подчиняться тому, чтО в них Проснётся. Точнее... Уже подчинились.
Поэтому следующий рассказ Мопассана ("Дьявол") уже не имеет ни тени иронии. Он действительно говорит о том, как в обыкновенных людях проснулся Дьявол (а может быть он никогда и не засыпал?). Страшный Дьявол. Дьявол, для которого есть лишь одна цель - зло. Зло, которое имеет лишь очень отдалённые и очень мелочные мотивы в реальной жизни.
Ну а "Бродяга" - рассказ, завершающий цикл "Орля", - заканчивается уже радостным воплем бургомистра, который мало того, что сам совершил зло, так ещё и смог заставить пасть в бездну другого человека:
"Ах, негодяй! Ах, гнусный негодяй! Наконец-то ты заработал себе двадцать лет!".
Очень хорошо, что после Мопассана появились писатели, которые своим творчеством и своей жизнью научили нас бороться с той тьмой, которая содержится внутри каждого человека, но, к огромному сожалению, зло очень схоже по действию с наркотиком.
Оно, во-первых, даёт удовольствие и зависимость от себя.
А, во-вторых, даёт самооправдание. (Посмотри, у всех есть свои слабости... Все мы люди... Все мы способны на Это... Нет абсолютного зла и абсолютного добра...). Да, действительно, абсолютное добро встречается очень редко, но абсолютное зло человечество видело уже несколько раз (Кампучия, как лишь один из примеров).
Читайте книги... Слушайте музыку... Сохраняйте в себе человека... Не давайте прорваться наружу своему Хайду, своему Орля. Сейчас это самое важное для общества, что вы вообще можете сделать.
2 минуты
30 ноября 2022
206 читали