52 тыс подписчиков
Дождливым осенним вечером 1769 года порог роскошной гостиницы «Россия» в Данциге переступила 26-летняя русская путешественница из Петербурга.
Молодая дама путешествовала с двумя маленькими детьми, ради которых она и выбрала дорогой отель, хотя денег у нее было совсем немного. Но для маленьких дочки и сына она готова была на все. Даже раздавая в России долги безвременно ушедшего мужа, она продала всё, оставила лишь четыре серебряных столовых прибора. Ее дети должны были есть с серебра и иметь лучшее. Всегда.
В уставшей в дороге путешественнице не сразу узнали Екатерину Дашкову, связанную в представлении западно-европейцев с русской царицей Екатериной II.
Узнав, готовы были предоставить лучшее.
Но проходя через центральный зал гостиницы, Екатерина Романовна застыла в немом возмущении.
На огромном эпическом полотне , украшавшем стену отеля, раненые и умирающие солдаты в русских мундирах валялись в ногах у прусских офицеров и просили пощады.
Когда к княгине вернулся дар речи, она со свойственной ей прямотой, высказала хозяину гостиницы всё, что она думала по поводу этой высокохудожественной лжи и резко потребовала убрать картину.
Хозяин только пожал плечами. Ему картина нравилась.
Тогда Дашкова призвала на помощь русского поверенного в Данциге Ребиндера и повторила через него свою настойчивую просьбу.
Ребиндер тоже оказался бессилен. Более того, он поведал Дашковой , что сам граф Алексей Орлов , который останавливался здесь недавно, ничего не смог сделать, хотя тоже был просто в ярости.
Ведь всем было тогда известно об убедительных победах русской армии над Пруссией в семилетней войне. В 1758 году русские войска овладели Кенингсбергом, а затем и всей Восточной Пруссией.
Но смерть императрицы Елизаветы Петровны поставила жирный крест на всех русских победах руками ее племянника Петра III, пришедшего к власти.
Его стараниями все завоеванные территории были возвращены с извинениями «дядюшке Фридриху», фанатом которого всегда был Петр Федорович.
Этим были обесценены все русские победы, потери и кровь русских солдат.
Это была страшная позорная страница в нашей истории.
Для Екатерины Дашковой тогда это была боль незаживающей раны ее страны…
Она очень удивилась, что Орлов при его возможностях не выкупил лживую картину у хозяина и не сжег ее тут же прилюдно.
Ее материальные возможности картину выкупить не позволяли.
Но зато она могла позволить себе занять центральный зал гостиницы, где висела картина, на эту ночь.
Всю ночь вместе со своим сопровождающим Штеллингом и секретарем русской миссии в Данциге Волчковым княгиня Екатерина Дашкова собственноручно перекрашивала мундиры солдат на картине!
К утру в ногах у настоящих Победителей валялись справедливо поставленные на свое историческое место прусские солдаты…
Справедливость восторжествовала!
Утром русская княгиня покинула гостиницу и продолжила свой европейский вояж.
На моих фотографиях -бывший Данциг, современный польский Гданьск. До пандемии мы с мужем были там, правда тогда я историю с картиной не знала. На втором фото- здание, в котором была та самая гостиница.
2 минуты
7 декабря 2022
2961 читали