Найти тему
448 подписчиков

"Небеса" северных храмов. Не́бо (небеса́) так в церковной архитектуре называют конструкцию потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды в деревянных храмах и часовнях Русского Севера. Сама по себе конструкция очень уникальна. Это облегчённый тип потолочного перекрытия, который позволяет обходиться без промежуточных опор-столпов даже при значительной площади храмового пространства. Более того, благодаря своей пирамидной форме небеса создают ощущение объема при маленькой высоте самого потолка. Северянам приходилось искать баланс между большим храмовым пространством и экономией тепла. По этой причине небо часто сооружали на высоте 2 - 5 метра от пола, при общей высоте храмового сооружения в 20 - 30 метром. Центр пирамиды был плоским. От него отходили грани - 8, 12, 14, 15, 16 или 24 (единственный храм - Успенская церковь села Нелазское Вологодской области). Небеса не всегда имели роспись, а на расписанном небе могли наносить растительный и геометрический узор или изображение архангелов, апостолов или святых. Ученые насчитали несколько типов сюжета. На расписных небесах в центре, как правила изображался Иисус Христос. Область распространения дошедших до нас храмов с небесами является исключительно Русский Север: Архангельская область - 55 храмов, Вологодская - 9, Мурманская -1 и Республика Карелия - 22 церкви. Согласно классификации И. Э. Грабаря, эта потолочная конструкция встречается во всех архитектурных группах деревянных храмов Русского Севера: клетские, шатровые, кубоватые, ярусные, многоглавые. Их сооружали и в храмах, и в часовнях. Обычно в они установлены в центральной части, но могли, хоть и редко, быть ещё в алтаре и трапезной части храма.

Северные храмы с небесами появились в 17 веке, более ранних памятников не обнаружено. Даже после присоединения Заволочья к Московскому государству в 15 веке, в церковном отношении Русский Север оставался в подчинении Новгородской епархии/митрополии. Первая северная епархия - Холмогорская и Важская была образована только в 1682 году. Отсюда предполагают, что небеса являются новгородским влиянием, который развился на Севере и продолжал свое существование до 20 века. Возможно на это также повлияло развитие северной иконописи. В любом случае очевидно, что северные храмовые мастера в тот период решили воссоздать в деревянном храме атмосферу каменных церквей, которые расписывают фресками и украшают мозаикой. Эта традиция появилась ещё в Византии 5 века и передалась русскому церковному зодчеству. Вот строители и иконописцы Русского Севера таким оригинальным способом и смогли воплотить древнии приемы украшения внутреннего храмового пространства в деревянной конструкции, а также наделили её ещё практической пользой. Храмовых строений с небесами осталось на Севере меньше сотни. Многие небеса повреждены. В некоторых храмах грани частично утрачены. Большинство объектов расположены в труднодоступной местности, что и обеспечило их сохранность. К сожалению, при современном строительстве деревянных храмов конструкция небес почти не используется. Причина: сложность работы и дороговизна росписи. А так как большинство деревянных храмов строят в сельской местности, то есть нехватка специалистов и средств. В итоге традиция прекратилась.
Фото:
1 - «Небесная литургия", церквь Успения Богородицы, Кондопога, 1774 г.
2 - «Звёздное небо» Сретенско-Михайловский храм, Красная Ляга, 1655 г.
3 - Мозаика церкви Христа Спасителя в Полях, монастырь Хора, г. Стамбул, 1315—1321 гг.
2 минуты