Найти тему

До чего же хорошо иногда послушать коллег!


Слушал накануне записи с одной из профессиональных конференций и как-то внезапно накрыла мысль, что ведь и правда мы, психологи (ну часть из нас точно), можем совсем по-другому воспринимать суть того, что происходит во время терапевтического сеанса.

Ведь обычно клиент что думает, записываясь впервые на консультацию: сейчас приду к психологу, он мне по полочкам все быстро разложит, сделает понятно и спокойно.

То есть, клиент стремится к пониманию и успокоению.
Но мысль терапевта иногда направлена в прямо противоположном направлении. Мы довольно часто настроены на поиск непонятностей и "неспокойностей".

Дальше, чтоб не обобщать почем зря, буду говорить за себя - для меня крайне важно, чтобы часть происходящего на сессии я не до конца понимал. Более того, нахожу эти трудности крайне полезными для всех сторон процесса.

Сейчас разверну мысль.

Во время сессии мы занимаемся исследованием жизни клиента под разными углами и в разных контекстах. И цель этого всестороннего исследования - изменить эту самую жизнь к лучшему.

Найти скрытые противоречия, отыскать запрятанные грабли и вывести на чистую воду искренние заблуждения. То есть терапевт намеренно ищет места, где все туманно, путанно и непонятно.

И, как ни странно, бОльшая часть терапии - это не советы, как правильно жить, а внимательное обнаружение и озвучивание таких вот топких, серых мест.

"Ты говоришь, что согласен со мной, но выглядишь немного напуганным..."

"Интересно, ты целый год регулярно опаздываешь на работу, где тебя все устраивает..."

"Смотри, за неделю до свадьбы ты поступила на очное отделение в вуз, находящийся в другом регионе... "

Это не примеры из серии "как психолог подловил клиента", но случаи искреннего непонимания терапевтом, почему клиент проявил себя именно так, и желания разобраться.

Моя практика подтверждает: непонимание такого рода действительно способно вскрыть глубокие противоречия, лежащие в основе каждого подобного эпизода.

Терапевту нужно лишь преодолеть свой страх показаться "неумным" или "незнающим". Не бояться прямо сказать клиенту: "Послушай, вот здесь я не понял, как так получилось, расскажи подробнее".

Противоречия и запутанности - топливо терапевтического процесса. Как только всем сторонам становится понятно, что происходит и как действовать - терапия быстро сходит на нет.

Ну а действительно, зачем ходить, если всё ясно :)))

В завершение.

Не нужно бояться, когда вы как терапевт не до конца понимаете, что происходит с клиентом. Хронические непонятки - важнейшая часть нашей работы (и самая интересная).

Если же всё ровно и ясно - отложите лопату, скажите напутственное доброе слово и отпустите клиента с миром, снабдив парочкой хороших рекомендаций. Поверьте, он сам отлично справится :)
2 минуты