42 подписчика
Аул Карасарт: как живут «российские казахи» в Новосибирской области
Большую часть жизни я хотела быть журналистом. Не для того, чтобы рассказывать о разводах звезд, сплетнях или какой-то желчи и грязи. Мне хотелось раскрывать истории реальных людей. Не тех, что замылены фотошопом. И вот, мне посчастливилось выехать на такую съемку. Тогда я была корреспондентом-стажером. Звонок от продюсера: «Марченко, сегодня ты едешь в область, в аул Карасарт. Будешь снимать сибирских казахов со «взрослым корреспондентом»». Собираю вещи, 5 часов в пути и вот, мы наместе.
Маленькие домики. Вокруг лес. Райцентр и крупные города вдали. До Новосибирска почти 400 км, до границы с Казахстаном — в восемь раз меньше. Живут в Карасарте 237 человек – все казахи. Четыре улицы, школа на 27 учеников, единственный дом культуры. По нынешним меркам, это довольно крупное население. Ведь многие казахские анклавы в Сибири до нынешних лет так и не дожили. Показывать особо нечего — вот отремонтированный ДК, вот дорога, которую чистят даже зимой, вот дорожный знак, который установили совсем недавно. Весь Карасарт можно обойти неспешным шагом за полчаса. Жителей с каждым годом становиться все меньше – остаются только старожилы и многодетные семьи. Молодежь уезжает. Не нравится жить в ауле, скучно. «Да, пустеет Карасарт. Жалко, конечно, одни старики остались, — говорит Марина Кушербаева, местная жительница. — Раньше, когда я училась, у нас 23 человека было в классе. Все работали, скот был. Но всё это было. Уезжают люди, потому что работы нет. Вон, хорошие дома пустеют». Показывает на дома, в окнах лишь наше отражение – нет мебели, штор и хозяина, лишь мы и тьма уже охладевшего здания.
А вот в доме напротив кипит жизнь. Нас встречает мулла (единственный татарин на все поселение казахов) Гайса Гафиятуллин. Дети, деды, прадеды — все здесь, в его доме. А молодежи почти не осталось. «Раньше школа была средняя, из Казахстана, с Алтая приезжали, потому что там преподавали на казахском языке. А потом перевели школу на русский язык и все начали рассасываться», - вспоминает он. В школе когда-то было по 20 человек в одном классе, остались 27 учеников. Они заканчивают среднюю школу в Карасарте, после выбирают – пойти в 10-11 класс и ежедневно путешествовать в соседнюю деревню Александровку или уехать в город, чтобы поступить там в училище.
Из-за того, что сейчас все занятия проводят на русском языке, молодое поколение перестало понимать казахский. В основном муж и жена общаются дома на национальном языке, но дети их не понимают, не разговаривают на нем. В ответ старожилы слышат – «что вы там говорите, по нормальному скажите», это значит на русском языке. Оставшееся в ауле молодое поколение стараются приучать к национальным традициям, раз с языком не выходит. «Молодежь ощущает себя казахами, российскими казахами. Я вот никаких различий не вижу. Почему-то я нации русский, казах, узбек вообще не делю. Все мы люди, единый народ же, Россия. Зачем людей делить?», - рассуждает Марина Куршебаева. Абитуриенты уезжают учиться в Колывань, Новосибирск, Куйбышев. Мало кто переезжает в Казахстан. Из больших городов обратно в аул возвращаться они не торопятся, приезжают на каникулы не чаще двух раз в год. Но не смотря на это, Карлгаш всё равно продолжает их ждать.
Автор: Ангелина Марченко
Фото: NGS
2 минуты
27 ноября 2022