Найти тему
57 подписчиков

Сергей Курмеша: «Детский тренер – это, прежде всего, педагог»


КХЛ рассказывает о детских тренерах, воспитавших игроков для клубов КХЛ. На этот раз разговор о дальневосточной легенде, заслуженном тренере родом из Хабаровска – Cергее Ивановиче Курмеше – фигуре очень известной.

Современные дети другие: век технологий, много развлечений. Как ребёнку привить любовь к хоккею ?
– К сожалению, я вот сейчас смотрю на детей и их родителей – всё так поменялось. В те времена, когда ещё у меня тренировались Александр Могильный и Александр Третьяк, я практически не знал ни одного родителя. Тогда и понятия такого не было – ходить за ребёнком на какой-то там стадион, что-то смотреть. Дети были настолько самостоятельными, они были одержимы. За ручку их никто не водил. Затем у меня была группа «девяностиков». Тогда уже родителей стал больше замечать, они интересовались детьми, стали приводить их на тренировки, но особо никуда не лезли. Они полностью отдавали своего ребёнка тренеру на откуп, который ими занимался. Да, были, конечно, какие-то мелкие конфликты между родителями и тренером, но не доходило до того, до чего сейчас доходит. Сейчас родители считают себя самыми умными, самыми грамотными. Бывают, пишут в министерство жалобы на тренеров. Мальчишку, например, с первого перевели в третий состав, вдруг приходит какая-то бумага с просьбой разобраться. Этот момент настолько мешает в данное время всем тренерам. Честно говоря, я им сейчас не завидую

– Как вы относитесь к ранней специализации детей? Когда тренеры дают игровое амплуа чуть ли не в 6 лет, заставляют делать сложные упражнения, с которыми не каждый ребёнок справится?
– Это зависит от квалификации тренера. Когда тренер планирует свою работу, он должен чётко знать, что ему надо. База всего – это катание. Если человек не умеет кататься, дай ему клюшку, и он вообще ничего не сможет сделать. Многие специалисты пренебрегают обучением основам катания, не закладывают базу, стараются сразу дать какие-то упражнения. Мальчишке тяжело удержать себя на льду, ему сразу дают клюшку, заставляют делать какие-то упражнения, а он спотыкается, падает, бедняжка. Я смотрю на этих тренеров, думаю, они сами себе копают могилу. Из таких игроков ничего ведь не получится, потому что основное – это катание. В 5-6 лет три-четыре года нужно детей катать, не нужно форсировать, а постепенно добавлять элементы. Не нужно стараться много играть, между собой можно возиться с шайбой. Сейчас на результат ведь все играют. Вы посмотрите, мальчишкам восемь лет, а им ставят задачу кого-то обыграть. Безумные мамы с бабушками там орут, дерутся на трибунах. Чёрте что творится! Тренеру нужно очень грамотно подходить ко всем вещам, в работе должно присутствовать постепенность в обучении – одно следовать за другим.

– На ваш взгляд, с какого возраста дети могут играть на всю площадку, а не делить лёд на четвертинки или половинки?
– В этом плане сейчас уже правильно поступают. В начальный период они делят лёд на три части. Так везде: в России, в Америке. У меня в Америке дочка старшая живёт, внук. Я туда тоже приезжал, немного тренировал. Скажу, что там в детском хоккее они все играют поперёк площадки. Практически до 10-11 лет. Во-первых – это более рациональное использование льда: шесть пятёрок одновременно могут играть на поле. Во многих школах сейчас так делают. На тренерских совещаниях я всегда об этом говорил: «Ребята, играйте больше поперёк, будет больше технико-тактических действий». В силу того, что дети ещё маленькие, им не нужно ездить на большие расстояния.

– Что вы думаете о подкатках в раннем возрасте? Насколько они эффективны?
– Многие тренеры зарабатывают на этом деньги. Когда я работал, у меня не было никаких подкаток. Просто я всё делал в тренировочное время. А зачем подкатки, если у меня тренировка полтора часа идёт или час пятнадцать? Я просто их тридцать минут катаю – с шайбой, без шайбы, индивидуальные действия, катание в парах, челночное с какими-то препятствиями. Много упражнений существует. Тридцать человек у меня так задействованы в общей массе, что они выходят все мокрые после тренировки.
3 минуты