24,4 тыс подписчиков
Индейцам Великих Равнин в определенном смысле повезло с местом проживания. За них были не только громадные безлесные, маловодные пространства, которые большинство евро-американцев считали не пригодными для освоения и длительного проживания, но и реки, берущие свое начало в Скалистых горах и текущих на восток, чтобы слить свои воды с Миссисипи. Вся прерия усеяна сеткой рек и речушек, и если бы они не пересыхали, а их русла не были усеяны отмелями, то освоение дальнего Запада Америки пошло совсем другими темпами.
Одна из таких рек это Платт (фр. -плоская река). В верховьях ее двух рукавов находилось много торговых факторий, которые скупали меха и шкуры у белых трапперов и индейских племен. Многие торговцы пытались использовать Платт, как самый быстрый и удобный путь для сообщения с Сент-Луисом – столицей меховой торговли американского запада. Такой водный вояж целесообразно было совершить лишь один раз в году – весной, когда на складах было полно мехов, а талые воды поднимали уровень воды Платт до приемлемого уровня.
Как правило, для сплава вниз по реке сооружалась примитивная лодка из бизоньей шкуры, натянутой на каркас из ивовых ветвей. На даже такая мелкосидящая посудина оказывалась бесполезной, когда вода в Платте поднималась недостаточно высоко, или путешественники не угадывали со временем старта. В 1824 году траппер Томас Фицпатрик и двое его товарищей с грузом меха отправились вниз по Суиототер до Платт, по которой надеялись спуститься до Миссисипи, а потом добраться до Сент-Луиса, чтобы купить припасы на следующий год. Они дошли до Платт, но она была настолько мелкой, что им пришлось спрятать весь свой груз мехов и добираться до Сент-Луиса сушей.
В другой раз, весной 1842 года служащие «Бент, Сен-Врен Компани» под руководством полукровки Жана Батиста Шарбонно испытали танталовы муки, когда пришлось тащить лодки по всем отмелям Платт, хотя в другие годы это путешествие проходило почти без задержек. Однако, если есть минус, то должен быть и плюс. Заслуженный траппер Чарльз Элстон любил вспоминать, как он соорудил лодку из бизоньей шкуры и отправился с мехами по половодной Платт, но в тот год уровень воды поднялся настолько высоко, что река разлилась на несколько миль в ширину, в результате чего Элстон просто заблудился в лабиринте отмелей и был вынужден бросить лодку и все меха, пока вода не спала.
Иллюстрации Джона Флойда Клаймера (1907-1989). 1 - Врата дьявола на реке Суитуотер, Фитцпатрик 1824 г. 2- Вниз по Саут-Платт – Жан Батист Шарбонно 1842 г.
2 минуты
25 ноября 2022
2663 читали