Найти тему
18 тыс подписчиков

[History]

Уверен, большинство наших читателей знает адмирала Михаила Петровича Лазарева и какой вклад он сделал в развитие Российского флота. Но 100 лет назад в его адрес были сделаны ряд критических замечаний также "всем известным" теоретиком Н.Л.Кладо, который высказал мысль, что М.П.Лазарев, при всех своих достоинствах не смог увидеть значимость парового флота и по этой причине на ЧФ не велось строительство пароходов.
Не буду ничего говорить о самом критике, обращу внимание лишь на пример того, как в первой половине 19 века решались вопросы строительства паровых боевых кораблей.

К 30-м годам 19 века необходимость в пароходах для флота была настолько очевидной, что в июле 1834 года сам император Николай I подписал распоряжение о строительстве на Черном море военного парохода больших размеров (170 футов (51,81 м)) и запросил мнения М.П. Лазарева по этому вопросу.
Построечных чертежей такого парохода в Николаеве не существовало, поэтому М.П.Лазарев предложил строить по типу английского «Монарх», а машины установить как на пароходе «Медеа» (1833 год постройки, 835 тонн, два ПМ, 220 л.с., 320 т угля), который по своим качествам считался одним из лучших военных пароходов того периода. Он прошёл успешные испытания в совместном плавании с эскадрой из парусных кораблей и фрега­тов и совершил переход через океан. На «Medea» стояли машины системы «Н. Maudsley & J. Field», а запасы угля были рассчитаны на 17-дневное плавание под полными парами: скорость до 9 узлов (под парами), под парусами при свежем ветре в фордевинд-до 12. То есть, судя по всему, Лазарев был "в курсе" последних достижений у "партнеров".

В Генконсульство в Лондоне был отправлен запрос, на что консул сообщил, что "...в Англии технический прогресс идёт настолько быстрыми темпами, что корабельные инженеры королевских верфей советуют строить пароход уже других размерений и улучшенной конструкции. Водоизмещение нужно увеличить до 1000 т, а суммарную мощность машин - до 300 л.с.". Казалось бы разумные предложения!
Но Николай I считал иначе и после серии переговоров отказался от покупки из-за высокой стоимости машин и котлов. Вот такой экономный государь!

Но пароходы все таки нужны были флоту, поэтому уже в 1835 году, император вновь пожелал иметь в составе флота пароход «величиною против 74 пушечного корабля и силою в 300 лошадей, или сколько признается, по соразмерности величины». На документе резолюция А.С. Меншикова: «Высочайше повелено построить пароход по чертежу такового же египетского паши, с присовокуплением только одной бомбической пушки на круговращающемся станке».
Ладно бы строить как у британцев - а тут "как у египетского паши", шутка, строили то конечно в Англии, но все равно как то удивительно.

Были доставлены чертежи парохода «Нил», построенного Англии по заказу египетского паши, с которыми Николай I ознакомился и распорядился построить у себя типовой и вооружить его новым бомбическим орудием.
В августе 1835 года император окончательно утвердил закладку в Главном Адмиралтействе Петербурга пароходофрегата по чертежу "Нила" и установку на нём двух бомбических пушек. Завершить строительство он приказал в самые сжатые сроки, чтобы спустить пароход на воду не позже лета 1836 года. Корпус с медным креплением и медной обшивкой решили строить из лиственницы, киль и штевни - из дуба, а механизмы и медные паровые котлы изготовить на Ижорских заводах.
26 октября 1835 года в Главном Адмиралтействе Петербурга состоялась торжественная закладка «большого военного парохо­да», наименованного Николаем I «Богатырь» (для справки: главные размерения: длина между ПП - 186 фут, ширина без обшивки - 32 фута, глубина интрюма- 22 ф. 7 д.; вооружение - 28 орудий (по проекту), мощность машины - 240 л.с.).
"Богатырь" прослужил 11 лет, и в 1846 году его модернизировали с ремонтом машин, после чего он прослужил на благо флота еще 12 лет, находясь в строю до 1858 года.

Вот так принимались решения о строительстве пароходофрегатов в первой половине 19 века. Каким бы Лазарев не был талантом, но не все решения он мог принимать самостоятельно.
3 минуты
713 читали