Найти тему
3 подписчика

STALCRAFT vs. STARCRAFT: когда отсылки и остроумный нейминг мешают регистрации товарного знака


Астрологи объявили неделю комментариев для прессы. В этот раз помог Деловому Петербургу разобраться в деле разработчика, который пытается защитить название своей игры – STALCRAFT – и дошел уже до Суда по интеллектуальным правам.

С чего все началось?

Эксбо с 2014 года развивает игру STALCRAFT – многопользовательский ролевой экшн по мотивам вселенной S.T.A.L.K.E.R. Игра является «продолжателем» модификации Minecraft на те жу тематику. По всей видимости, из сочетания STALKER и MINECRAFT и родилось название.

Компания Эксбо Север подала заявку на регистрацию товарного знака STALCRAFT. Видимо, ожидая претензий Роспатента, она заявила не просто слово, но и его графическое оформление в виде логотипа.

Как отреагировал Роспатент?

Роспатент отказал в регистрации знака для большинства товаров (включая компьютерные игры). Дело в том, что он увидел сходство до степени смешения с товарным знаком STARCRAFT компании Blizzard, который охраняет культовую игру.

Конечно, такая ситуация не устроила Эксбо. Они обратились в Палату по патентным спорам, чтобы оспорить решение и добиться регистрации по классу компьютерных игр.

Надо отметить, что у Эксбо был неплохой набор аргументов.
Например, они вспомнили про то, что многие игры используют слово «Craft» (Minecraft, Warcraft), как и слово «Star» (StarWars), объяснили связь между «Stal-» и «stalker». А также – рассказали про серьезные различия между игрой Starcraft и STALCRAFT. В одном случае речь про легендарную, но морально устаревшую игру из 90-х (правда, тут еще нужно помнить про сиквел 10-х годов), которую разработала компания Blizzard, недавно ушедшая с российского рынка. В другом – мультиплеерная игра, которая уже известна в игровом сообществе.

Роспатент подошел к вопросу ожидаемо формально: он ориентировался на фонетическое сходство знаков и на однородность услуг. Поскольку знак ушедшего с рынка Blizzard не отменен по неиспользованию, он все еще принимается во внимание. При этом Роспатент смотрит не на деятельность компаний как таковых, а на то, по каким классам товаров зарегистрирован знак и подана заявка.

Насколько подход Роспатента верный?

Он действительно наиболее простой и удобный для сотрудников Роспатента, но все-таки не учитывает тех нюансов, которые проводит в своей практике Суд по интеллектуальным правам. Например, СИП все же учитывает активность правообладателя в использовании бренда, даже если формально знак еще не был прекращен по неиспользованию.

И все же STALCRAFT оказался в сложной ситуации. Им противопоставлен сильный (и нельзя сказать, чтобы совсем уж непохожий) бренд компьютерной игры, ставшей классикой. Риск повторения отказа и в суде выглядят вполне реальными.

С другой стороны, игра Starcraft действительно за все эти годы стала популярна именно как стратегия, разработанная фирмой Blizzard. И хотя названия игр отчасти похожи, перепутать жанр, разработчика и тематику (в одном случае космос, в другом – Чернобыль) почти невозможно. Тем более, в игре пользователь проводит не 1-2 минуты, а много часов, а при каждом включении заставка игры напоминает о ее разработчике.

Что еще можно было предпринять на месте Эксбо?

Возможно, помог бы опрос в геймерской среде (на сайте или в сообществе игрового журнала, на выставке и так далее). Таким образом, Эксбо могли бы продемонстрировать риск смешения товарных знаков в глазах целевой аудитории.

В качестве еще одного шага Эксбо стоило изначально «сузить» категорию заявленных для знака товаров. Сейчас они звучат, в том числе как «программы игровые для компьютеров». Если исключить из этих услуг игры-стратегии (или вообще ограничить их только жанром многопользовательских ролевых шутеров), это дало бы дополнительные аргументы к отсутствию смешения со Starcraft’ом, известным именно как стратегия.

Дело совсем недавно попало в СИП, интересно, согласится ли СИП с Палатой.
3 минуты