3 подписчика
Кейс Bookmate: что значит статус иноагента для бизнеса?
Помог Forbes разобраться в ситуации Букмейта.
Напомню, недавно Минюст признал иностранным агентом ирландскую Bookmate Limited и топ-менеджеров взаимосвязанных компаний: Алексея Докучаева (директор издательств Individuum и Popcorn Books) и Андрея Баева (директор российского ООО «Букмейт»).
Всю историю с моим комментарием можно прочитать в статье Forbes. Ниже я написал общие выводы из этой ситуации.
Что значит статус иностранного агента для Букмейта и вообще любого бизнеса?
Мы уже привыкли к «плашке иноагента» – предупреждению, что материал распространяется иностранным агентом. Обычно это заставка в видео или текст внутри поста.
Плашка – это полбеды (хотя мне сложно представить, как Букмейт промаркирует весь контент). У иноагента сильно увеличивается административная нагрузка. Он должен предоставлять в Минюст отчеты о сотрудниках, учредителях, изменениях устава, денежных потоках, вплоть до проведения обязательного аудита.
Игнорировать эти требования сложно. Это грозит тюрьмой или блокировкой сайта с приложением. Для интернет-бизнеса последнее тоже чувствительно.
Что значит статус иноагента для топ-менеджера компании?
Проблема в том, что «иностранный агент» в руководстве компании становится «токсичен».
Расплывчатость норм закона (а я бы смотрел на ситуацию через призму новенького 255-ФЗ, который вступает 1 декабря) позволяет рассматривать деятельность директора-иноагента как «иностранное влияние» на саму компанию.
Итог: если изначально статус иноагента создает проблемы топ-менеджеру, то потом это может повлиять и на бизнес.
Что делать?
Провести хотя бы поверхностный аудит деятельности, чтобы заранее иметь аргументы против включения компании в реестр иноагентов. Если вы все-таки подарите Минюсту повод оказаться в реестре, то выйти из него можно будет только через 1-3 года.
1 минута
18 ноября 2022