17,9 тыс подписчиков
[History]
Когда речь заходит о крупных многопушечных кораблях русского парусного флота, то какие самые известные линейные корабли вы вспоминаете? Вероятно, 100-пушечный "Петр Первый и Второй", возможно "Полтаву", "Лесное", "Ингерманландию", может быть "Евстафия" или флагман Ушакова "Рождество Христово", а может быть корабль М.П.Лазарева "Азов" или "Императрицу Марию" П.С.Нахимова, или все же "Париж", "Двенадцать Апостолов"?
А кто помнит линейный корабль "Варшаву"? Между тем именно его считали "образцовым боевым кораблем" в 1830 году, именно он стал первым 120-пушечным трехдечным кораблем Черноморского флота.
Его появление стало результатом прогрессивного развития кораблей 100- и 110-пушечных рангов, а толчком, как часто бывало, "вести из Британии".
После победы под Трафальгаром в лорды английского Адмиралтейства решили отдать предпочтение интенсивному строительству кораблей 1 ранга как главной ударной силы в линии баталии, которые сыграли в сражении решающую роль. В январе 1812 года (то есть еще до похода Наполеона на Россию) была принята резолюция о быстром наращивании боевого потенциала флота за счет увеличения численности именно таких кораблей! Эксперименты с 60-, 70-, 80- и 90-пушечными кораблями были закончены (но их оставалось достаточно много).
В марте 1812 года было решено строить два 120-пушечных корабля по чертежам линейного корабля "Каледония". Нельзя не отметить, что проект "Каледонии" относился к 1794 году - и через 16 лет решено было на его чертежей создать новый проект. Как видим темпы технического прогресса в тот период были не таким высокими как через 100 лет, когда проект двухлетней давности считался анахронизмом, а корабли устаревали прямо на стапеле. Но тогда был иной подход, кстати, сам "Каледония" был спущен на воду через 12 лет после заказа, в 1808 году.
В 1813 году в Плимуте заложили 120-пушечную "Британию", в 1815 году - в Чатаме - "Принц-регент". Причем строили их не особо быстро: "Британию" - 7 лет, "Принца-регент" - 8 лет! Были и другие проекты 120-пушечников, например, "Нельсон" (проект 1806 года) - строились в среднем по 5 лет, "Сент Джордж" (проект 1819 года) - от 4-х до 13 лет!
Так что как видим - опасность достаточно явная, русскому флоту следовало учесть такую "поспешность". Но конечно догнать англичан было невозможно. Эту "гонку вооружений" можно в чем то сравнить с "соревнованием" в количестве дредноутов в британском и германском флотах накануне Первой мировой.
Ко времени закладки (1831 год) "Варшавы" в составе Британского королевского флота уже находилось три новых 120-пушечных корабля, построенных по проекту 1819 года (тип "Сент Джордж") и еще два строились на стапелях.
За основу при разработке чертежей "Варшавы" взяли проект британского "Нептуна" (тип "Сент Джордж"), но А.С.Грейг внес изменения в конструкцию. Особенностью геометрии корпуса "Варшавы" стали параболические обводы подводной части, за счет чего корабль имел хорошие ходовые качества, отличался высокой остойчивостью, управляемостью и ко всему нес мощную артиллерию. Расплачиваться за это пришлось ростом водоизмещения, однако этот корабль называли верхом инженерного совершенства адмирала А.С.Грейга, который использовал свой собственный "логарифмический способ составления чертежей кораблям...".
Конструкция кормы "Варшавы" также отличалась от традиционных транцевых форм кормы - она имела круглую "сеппингсовую" форму, то также было новшеством. В дальнейшем Морское министерство запросило чертежи черноморского линейного корабля для изучение и рекомендаций в строительстве.
Любопытно, что даже М.П.Лазарев (сменщик А.С.Грейга) восхищался этим кораблем: "... Размерения его прекрасны, ... Не уступит никакому английскому, руля во всех отношениях слушает превосходно. "Варшава" ходит лучше всех кораблей и смотрится во всех отношениях кораблем царским, каких на Балтике никогда не видывали, да и в Англии тоже".
Показательно, не так ли?
P.S. Корабль прослужил 17 лет, но отметиться в боях ему не довелось, в 1850 году разобран., (
илл. 1 - "Варшава"
илл. 2 - "Каледония"
илл. 3, 4 - "Британия"
3 минуты
17 ноября 2022
872 читали