Найти тему

Ответственно заявляю, что полутора-двухгодовалый ребенок способен, не теряя концентрации, смотреть балет Стравинского «Жар-птица» — а это сорок минут, — при условии, что вы ему поначалу будете по ходу дела пояснять происходящее на сцене.


С него и начнем.

Для справки: Стравинский — одна из высочайших вершин не только русской, но мировой музыки. Его «Весна священная» летает в космосе, записанная на золотой диск, в поисках инопланетян, в качестве привета им с планеты Земля; из русских такой чести не удостоен больше никто.

Стравинский, безусловно, русский: «Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней, это — в ее скрытой природе».

Стравинский сложный. Без должной подготовки слушать его может оказаться мучением. Но мы обойдем препятствие «сложности» — будем смотреть балет, и музыку объяснит происходящее на сцене.

После нескольких просмотров вы сможете следить за музыкой без видеоряда, она вам станет понятной, не будет казаться шумом. Ребенок, вполне вероятно, вас в этом опередит.

Проводить такие эксперименты необязательно (включать исполнение без балета), я лишь иллюстрирую мысль, что _есть_ способ позволить сложнейшей музыке обучать себя (а она, конечно, обучает).

Такой прыжок в сложность невозможен в математике, но в музыке необязательно начинать с двух прихлопов, трех притопов, все самое лучшее при умном подходе может быть доступно почти сразу.

Вы можете начать сразу с просмотра балета, но я предлагаю такой план: провести два занятия, показать два отрывка. Позже можете перейти к просмотру балета целиком.

Планы занятий будут такие: (1) рассказать, кто такая Жар-птица/Кощей Бессмертный; (2) посмотреть на них в искусстве; (3) посмотреть отрывок из балета, комментируя происходящее; (4) сделать поделку.

Общая продолжительность каждого занятия — полчаса.
Возраст — от полутора-двух лет.
Для детей старше усложняйте рассказ и поделку, увеличивайте количество показываемых картинок.

Занятие 1. Жар-птица
Занятие 2. Кощей Бессмертный
Либретто балета (для вас)

Все опробовано на живых детях.
Ответственно заявляю, что полутора-двухгодовалый ребенок способен, не теряя концентрации, смотреть балет Стравинского «Жар-птица» — а это сорок минут, — при условии, что вы ему поначалу будете по ходу
1 минута