4 подписчика
Кучеренко Николай Алексеевич (1908, г. Лозовая Харьковской губернии - 1976, Москва) - выдающийся советский танковый конструктор, один из создателей танка Т-34.
Родился Николай Алексеевич Кучеренко в семье машиниста паровоза. Окончив школу, поступил в Харьковский институт инженеров транспорта. В дни летних каникул работал столяром, литейщиком, кузнецом, токарем, кочегаром, помощником машиниста паровоза. После окончания института, с 1 марта 1931 года — чертёжник-конструктор на Харьковском паровозостроительном заводе (в 1936 году танковое производство на ХПЗ получило наименование «Завод № 183»). В этом же году Николай Кучеренко перешёл на работу в танковую конструкторскую группу. В 1934-1937 годах — заместитель начальника конструкторского бюро, в 1938-1939 годах — начальник КБ-100, в 1939-1940 годах — заместитель начальника КБ-520, в 1940-1947 годах — начальник КБ-520, заместитель главного конструктора завода № 183 , эвакуированного в 1941 году в Нижний Тагил и воссозданный на базе Уралвагонзавода. Н.А. Кучеренко участвовал в совершенствовании организации производства отечественного серийного танка Т-24, в разработке лёгких колесно-гусеничных танков БТ-2 (1931), БТ-5 (1932), БТ-7 (1934) и БТ-7М (1938).
Совместно с Михаилом Кошкиным и Александром Морозовым участвовал в создании опытных танков А-20, А-32 и серийного среднего танка Т-34, принятого на вооружение 19 декабря 1939 года. В годы Великой Отечественной войны и после неё Н.А. Кучеренко работал на Уральском заводе № 183 в Нижнем Тагиле начальником КБ-520, заместителем главного конструктора завода (1941-1947), руководил модернизацией танка Т-34, участвовал в разработке танка Т-44 и ряда других опытных образцов. 1947-1949 годы, Москва — главный конструктор главного управления Министерства транспортного машиностроения СССР. 1949-1952 годы, Нижний Тагил — главный инженер Уралвагонзавода.
В 1952-1967 годах — на руководящей работе: начальник главного управления танкового производства Министерства транспортного машиностроения СССР, которое позднее было преобразовано в Комитет оборонной промышленности, а затем в Министерство оборонной промышленности. Председатель государственной экзаменационной комиссии в Московским высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана, главный редактор журнала «Вестник танковой промышленности». В 1960-х годах под непосредственным руководством Н.А. Кучеренко сконструирована самоходная тележка, послужившая в дальнейшем для создания «лунохода». Николай Алексеевич скончался 12 сентября 1976 года, в День танкиста.
Инженер-полковник Николай Кучеренко награжден:
тремя Сталинскими премиями СССР (10 апреля 1942 — «за разработку конструкции нового типа среднего танка» Т-34), 1946, 1948; орденом Ленина (июнь 1942); орденом Отечественной войны 1-й степени; двумя орденами Трудового Красного Знамени; двумя орденами Красной Звезды. Память о выдающемся советском конструкторе, организаторе отечественного танкостроения Николае Кучеренко увековечена на северо-востоке Москвы: здесь в доме №23 по улице Усиевича, где с 1961 по 1976 годы жил Николай Алексеевич, установлена мемориальная доска. Скульптор
Сергей Мильченко запечатлел конструктора в гражданском костюме рядом с легендарной «тридцатьчетверкой».
И конечно же, главным памятником конструктору, является основанный его дочерью Музейно-мемориальный комплекс «История танка Т-34» на Дмитровском шоссе.
2 минуты
14 ноября 2022