Найти в Дзене
18,2 тыс подписчиков

[History]

Моряки люди суеверные, но смелые, однако число "13" вновь сыграло свою "роковую" роль почти 80 лет назад в Средиземном море, когда погиб британский авианосец "Арк Ройал".

1942 год для АВ был напряженным, «Арк Ройал» непрерывно участвовал в б/действиях, но ему практически всегда сопутствовала удача. За это время он прошёл более 100 000 миль почти без повреждений, но кораблю требовался ремонт, и до отправки в Метрополию оставался ещё один поход. Он и стал роковым.
А ведь это была рутинная операция по переброске истребителей на Мальту. На «Аргус» и «Арк Ройал» было загружено 37 «Харрикейнов», и вечером 10 ноября 1941 года они двинулись на восток. Запуск истребителей осуществили на сутки позже запланированного срока, в полдень 12 ноября. Возможно, это опоздание и сыграло свою роль.
К осени 1941 года в Средиземном море начали действовать немецкие подводные лодки, на подходах к Гибралтару на пути следования Соединения «Н» в тот момент действовало две немецкие ПЛ: U-205 и U-81. Первой обнаружила британскую эскадру U-205 и выпустила три торпеды с большой дистанции по «Арк Ройалу». Однако торпеды прошли мимо. Это случилось утром в 04:13 13 ноября у Гибралтарского пролива.

Признаем - британцы были "начеку" и позаботились о ПЛО. С рассвета 13 ноября с «Арк Ройала» вылетели
шесть «Свордфишей» с глубинными бомбами, но ничего не обнаружили. Затем ЭМ сообщил о контакте, и соединение изменило курс, а ЭМ сбросили глубинные бомбы. Но немецкие ПЛ атаковали с большой дистанции. Парадоксально, но ни одну из торпед, выпущенных немецкими ПЛ, английские наблюдатели не обнаружили, как и самих субмарин.
В 15:29 «Арк Ройал» поднял в воздух группу из 6 торпедоносцев и 2 истребителей. В 15:40 оператор гидролокатора с «Лиджена» снова услышал работу винтов, предположив, что это один из ЭМ сопровождения. Но это была U-81, форсировавшая Гибралтарский пролив. Её командир Ф.К.Грюгенбергер не стал рисковать, сближаясь с противником, и дал залп из всех четырёх носовых ТА с дальней дистанции, выбрав в качестве цели, как ему показалось, линкор. Результатов он не наблюдал, так как немедленно увёл лодку на большую глубину, избегая контратаки. Позже он сообщил, что, по его мнению, попали по крайней мере две торпеды: «Первый удар по ЛК, вторая цель неизвестна». Но торпеда попала в «Арк Ройал»!

В шедший 22-узловым ходом АВ попала торпеда, прямо под остров по правому борту. Свидетели на "Малайя" видели, как корабль подбросило так сильно, что самолёты на палубе несколько раз подпрыгнули. В результате взрыва по ПБ ниже ВЛ образовалось пробоина 39,6 м × 9,1 м (по др. данным – 12 х 3 м), и она оказалось больше, чем ожидалось от одного попадания. Возможно, это объяснялось тем, что корабль еще двигался, и при движении вода расширила отверстие. Удар вызвал затопление котельной по ПБ, главного распредщита, масляных баков и более 106 футов (32 м) трюма правого борта судна, связь оборвалась. Единственным погибшим при этом оказался моряк Эдвард Митчелл.

Почти сразу «Арк Ройал» начал крениться на ПБ, крен достиг 18° за 20 минут. Из-за низкого расположения дымоходов вода начала поступать в смежные КО. Капитан Монд из-за усиления вибрации корпуса и затоплений помещений приказал остановить машины. Поскольку корабль находился под угрозой опрокидывания, чтобы не рисковать экипажем, было принято решение переправить с него людей, не занятых в спасении корабля, на ЭМ сопровождения. Экипаж был собран на лётной палубе, из-за крена спустить шлюпки не удалось, и с корме к ЛБ «Арка» подошел ЭМ "Лиджен", который начал снимать людей (за полчаса принял 1487 человек). Эвакуация экипажа проходила спокойно и без жертв, не забыли и корабельную кассу, и корабельных кошек.

Как пишет К.Пулман: «… перед тем как покинуть корабль хозяева канареек вынесли их на палубу и открыли клетки,
чтобы маленькие птички могли улететь с «Арк Роайла».
Всего в 25 милях от Гибралтара через 12 часов 49 минут после попадания торпеды авианосец "Арк Ройал" затонул.

Возникает вопрос, может, нужно было бы сосредоточиться на других делах, а не на канарейках?
[History] Моряки люди суеверные, но смелые, однако число "13" вновь сыграло свою "роковую" роль почти 80 лет назад в Средиземном море, когда погиб британский авианосец "Арк Ройал".
3 минуты
965 читали