3 подписчика
Уголовный приговор за VPN: что с ним не так?
Многие слышали новость, что в Томске человека впервые осудили за использование VPN. Я решил разобрать основные моменты, что не так с этим делом (и обсуждениями вокруг него).
– Человека осудили за VPN
На самом деле, нет. Речь про программу Vipole. С таким названием есть защищенный мессенджер. Правда, томская прокуратура дала комментарий: речь вообще про одноименную хакерскую программу. Правда, никто про такую программу ничего не слышал, что больше похоже на попытку уменьшить шумиху вокруг дела.
– Использовать VPN незаконно
Ни УК РФ, ни ФЗ «Об информации…» не запрещает использовать такие средства как VPN. Равным образом, закон не запрещает сохранять анонимность в Сети. По крайней мере, пока что :).
– Значит, защищенные мессенджеры использовать нельзя?
Тоже нет, ровно по тем же соображениям. Наконец, защищенные мессенджеры – это ведь не только Vipole. Функции шифрования предлагают почти все, включая WhatsApp и Telegram. А последним пользуются даже госструктуры и, например, министр цифрового развития РФ.
– Почему тогда человека осудили?
Мое мнение: в особом порядке (когда ты сознался и со всем согласен) суд не особо хочет разбираться в технических вопросах. Условно говоря, если занятому судье приводят лояльного подсудимого, показывают заключение, где сказано, что Vipole – зло, у судьи мало поводов начать разбираться, что это за программа такая, почему она вредоносная и какие нормы ИТ-законодательства она нарушает.
Поэтому в приговоре мы и не увидели никакой конкретики, в чем вредоносность программы. Сказано лишь, что она приводит к невозможности «однозначной идентификации» и «нейтрализует средства защиты» провайдера. Но я бы рассматривал этот приговор скорее как эксцесс судебной системы, а не как кардинальное дополнение к федеральному законодательству, которое не запрещает VPN и мессенджеры.
Есть пара конспирологических версий. Первая в том, что человека хотели осудить по другой статье, но решили предъявить хоть какое-то обвинение. Вторая – что таким образом формируется практика. Сейчас сложно чему-то удивляться, но поле защиты своего права на приватность в Интернете все-таки остается, опускать руки не стоит.
Если кто-то столкнется с подобными обвинениями, звоните своему адвокату или пишите мне.
1 минута
13 ноября 2022