Найти тему

Знаменный распев


«Господил знаменный распев,
Душа высотно поднималась,
И ладомерно распевалась,
Земную тягу одолев…»
Игорь Жуков
Знаменный распев как универсальный пласт древнерусской певческой культуры содержит в себе особый певческий язык. С XI века этот язык применялся монахами в церковных богослужениях для молитвенного воззвания к Богу.

Знаменное пение имеет отличительные черты, которые помогут выделить среди прочих певческих стилей. Для него характерна немоторная ритмика, основанная на неравномерной пульсации и нерегулярной акцентности, что является органичным для древнерусских певческих распевов.

Распеву присущи особенности формообразования – незамкнутость формы, ее свободное «горизонтальное» развитие. Ведь песнопение является лишь небольшой частью целого богослужения.

В нем выделяются смысловые кульминации лишь мелодическим акцентом – распеванием. В местах особой смысловой нагрузки используются пространные мелодические обороты – фиты и лица, украшающие и обогащающие напев, делающие его развитым и сложным.

В знаменном пении выстроена попевочная структура, позволяющая творить текст на основе варьирования мелодического первообраза или, по-иному, «архетипа». Таким образом воспроизводятся заранее усвоенные попевки, лица и фиты, представляющие собой «архитепический» мелодический образ.

В совокупности описанные черты знаменного пения работают на высочайший Смысл – освобождение Души от страстей, отрешенности от видимого материального мира и обращения к Небу. А образцы знаменного распева – это результат духовного созерцания их творцов, особенно проявленные в русском церковном унисоне.
__
Подробнее о Факультете Высшего Управления - провласть.рф
Знаменный распев  «Господил знаменный распев, Душа высотно поднималась, И ладомерно распевалась, Земную тягу одолев…» Игорь Жуков Знаменный распев как универсальный пласт древнерусской певческой...
1 минута
556 читали