Найти тему
103 тыс подписчиков

Коммунисты Китая пришли к власти в 1949 г., и тут же их лидеры приступили к социалистическим реформам. Нетрудно догадаться, что в первую очередь они конфисковали имущество частников. Бизнес-общество Китая отреагировало на эти преобразования глубоким скепсисом. Недовольство также зрело в чиновничьих кругах. В начале 1950-х гг. председатель Госсовета КНР Чжоу Эньлай решил наладить с китайским обществом обратную связь, понимая, что связь эта теряется с каждым днем. Он собрал высших чиновников для откровенной беседы, но после яростного революционного террора, осуществленного КПК, даже чиновники боялись идти на контакт. Но Чжоу Эньлая остановить было непросто. В 1956 г. он предложил Мао Цзэдуну организовать максимально широкий дискурс (в терминологии тех лет, кампанию), чтобы лучшие умы Китая смогли высказать все, что они думают о коммунистах и их политике. Мао его поддержал. Оба функционера думали, что широкая критика поможет им построить народную демократию, увенчанную диктатурой КПК.

Уже в конце 1956 г. компания была с помпой объявлена открытой. Однако интеллигенция не спешила к открытому диалогу по причинам, изложенным выше. Творческие резервы не спешили давать социализму новый ход. Другого пути коммунисты и в мыслях не допускали. Социалистическая идеология должна была победить все капиталистические предрассудки во всех слоях общества, включая миллионы беспартийных. Но кампания не двигалась с места. Более того, многие писали письма с советами закручивать гайки, в которых Мао и Чжоу Эньлай не нуждались, ибо и сами прекрасно умели это делать.
В феврале 1957 г. Мао решил подтолкнуть китайское общество к откровенности и потребовал от людей неприкрытой критика партии и правительства. И что бы вы думали? Интеллигенция поверила в искренность Мао, и откровенные высказывания полились рекой. В июне-июле 1957 г. офис Чжоу Эньлая был завален миллионами писем, в которых китайцы дали волю собственным чувствам. По крупным городам прокатилась волна митингов. Люди стали вывешивать на стенах дацзыбао (стенгазеты). Газеты и журналы пестрели критическими статьями. Ситуация полностью вышла из-под контроля. Оказалось, что социализм и диктатура компартии Китая народу не нужны. Люди протестовали против партийного контроля над совестью, осуждали прошедшую недавно кампанию против "контрреволюционеров", осуждали нищету, рабство, требовали разрешить печатать зарубежную литературу и т.д. Студенты особенно напирали на коррупцию и привилегию партийных лидеров. Зазвучали требования к Мао уйти в отставку, отстранить компартию рычагов управления и вообще отказаться от партий. В.И. Ленин, глядя на это, сказал бы, что в стране вызревают предпосылки революционной ситуации, и с этим нужно было что-то делать. Чем же закончилось это славное начинание Чжоу и Мао, спросите вы? А вот чем.
В июле 1957 г. по требованию Мао кампания была резко остановлена, хотя Чжоу Эньлай был против. Мао тут же перешел в атаку и объявил интеллигенцию в контрреволюционной деятельности. Осенью 1957 г. началась новая кампания, направленная против "правых элементов", в число которых попали все, кто осмелился критиковать КПК и предлагать другие пути развития. Их стали обвинять во всех смертных грехах, а пуще всего в том, что они хотели реставрировать капитализм и очернить руководства компартии. К самым ярким личностям были применены репрессии. Их аресты часто проводились во внесудебном порядке. Многих отправляли в деревню на трудовое перевоспитание.
В дальнейшем вся эта возня вылилась в приснопамятную "культурную революцию", длившуюся до 1976 г.
Выводы делайте сами, вы люди взрослые. Ваш ИстПросвет.
Коммунисты Китая пришли к власти в 1949 г., и тут же их лидеры приступили к социалистическим реформам. Нетрудно догадаться, что в первую очередь они конфисковали имущество частников.
2 минуты
3371 читали