Найти в Дзене
61,1 тыс подписчиков

Остров мертвых. Россия, 1992. Режиссер и сценарист Олег Ковалов.


Обнаружив в дебютной картине «Сады скорпиона» талант синематечного экспериментатора, для которого давно позабытая лента 1950-х годов стала стержнем многозначного зрелища о навсегда ушедшем времени наивных иллюзий, Олег Ковалов снова представил на зрительский суд монтажный фильм.
На сей раз это «Остров мертвых» — причудливо ассоциативный коллаж на материале игровых и документальных фильмов 1910-х — 1920-х. Великий Немой! Вера Холодная, песенка Вертинского, виртуозно «подложенная» под танец какой-то парочки из сентиментальной мелодрамы. Гневная Аэлита, устремляющая свою повелительную длань на ненавистные ей цивилизации...
Этот фильм можно долго анализировать, отгадывать цитаты, удивляться смелым монтажным переходам, озвученным эпизодам немых лент.
Полтора часа без дикторского текста, без титровых подпорок. Отчаянный шаг недавнего киноведа и кинокритика не может не вызвать уважения, хотя, в отличие от «Садов скорпиона», «Остров мертвых» кажется несколько холодноватым, лишенным эмоциональной притягательности (вероятно, это объяснимо тем, что время «Садов...» для автора было не только ушедшим в историю, но и личным, пропущенным сквозь собственный жизненный опыт). Но в целом, как мне кажется, Олегу Ковалову удалось через синтез фрагментов немых лент создать впечатляющий образ эпохи, на которую пришелся трагический перелом мировой войны и октябрьского переворота в России, выявить в, казалось бы, давно знакомых кадрах скрытые смыслы, неожиданные символы, мрачные предсказания и предчувствия. А уже одно это дорогого стоит...
Александр Федоров, киновед
Остров мертвых. Россия, 1992. Режиссер и сценарист Олег Ковалов.
1 минута
733 читали