9 подписчиков
Как Москва в 1941 г. превращалась из города-обывателя в город-герой. Продолжаем хронику Москвы октября 1941 г.
С 11 по 13 октября 1941 г. в Москве становилось все тревожнее: сначала с полок в магазинах пропали продукты (москвичи сразу делают вывод: подвоз прекратился), затем выходит Постановление ГКО «Об охране Московской зоны обороны». На улицах столицы начинают строиться баррикады, а затем вышло постановление об эвакуации Большого, Малого театра, МХАТ и театра им. Вахтангова.
И все это – под бомбежками. Ученый секретарь Комиссии по изучению истории Москвы П.Н. Миллер пишет 15 октября:
«Уже вечером стреляли зенитки, около девяти часов, но тревога была объявлена лишь около 3 часов ночи до 4 часов 30 минут. Зенитки били сильно. Бомбы, говорят, на Крымском мосту и на Волхонке зажигательные и в других местах. Большое зарево на севере, по-видимому, за городом. Бомбы были сброшены все до тревоги».
Когда такое происходит в жизни обычного гражданского человека (на нынешнем околовоенном: у «мирняка»), его охватывает паника.
Да, рядовые советские граждане жили с уверенностью, что у них сильное государство, в котором не было сомнений… И осень 1941-го вдруг показывает, что «что-то очень сильно идет не так». И те самые аптечные весы в обывательской голове, привыкшие распознавать оттенки генеральной линии, просто валятся набок и ломаются под весом упавшего на них с неба кирпича: немец может взять Москву! А почему, собственно, нет?..
Начинается паника. И именно она становится организующей силой.
#суроваяосень
По материалам телеграм-канала «Юра, мы исправляемся!»
1 минута
9 ноября 2022