Найти в Дзене
65,4 тыс подписчиков

В этот день 83 года назад (8 ноября 1939 г.) в СССР ввели в эксплуатацию сразу две детские железные дороги — в Иркутске и Горьком (Нижний Новгород). В последнем, в Канавинском районе, построили 9,1 км путей (4 станции) с колеей 750 мм. В сибирском городе, в предместье Рабочее — около 1,8 км.


М. П. Коржев. Детская железная дорога // Строительство Москвы. — М., 1940. — №17 (сентябрь). — С. 3:

«Строительство и эксплуатация детских железных дорог в СССР еще раз демонстрирует исключительную заботу партии и правительства о детях... Идея создания детских железных дорог, на которых дети работают в качестве начальников станций, машинистов, стрелочников и контролеров, одновременно изучая все многостороннее дело железнодорожного транспорта, возникла по инициативе товарища Л. М. Кагановича... Опыт детской железной дороги в г. Горьком, построенной в 1939 г. силами широкой общественности, убедительно доказывает необходимость особого внимания к выбору места трассы самой дороги, к размещению на ней станций и служебных построек с точки зрения архитектурно-эстетической и решения всего комплекса дороги единым архитектурным ансамблем, воспринимаемом во времени и в движении».

Горьковская детская железная дорога вплоть до середины 1960-х считалась одной из лучших в стране и пользовалась большой популярностью. Она отличалась не только внушительной для таких объектов длиной, но и зданиями вокзалов, спроектированных в стиле сталинского конструктивизма. Одно из них впоследствии превратили в дворец бракосочетаний.

Однако чуть более полувека назад из-за строительства жилых домов и автомобильного шоссе ее значительно укоротили — до 1,4 км. Лишь в начале 1990-х после коренной реконструкции некогда знаменитый на весь Союз объект наконец преобразовался — общая длина дороги составила 4,2 км; появились новые станции. В последние годы поднимался вопрос об увеличении протяженности железнодорожного полотна до 12 км, но пока инициатива остается нереализованной.

В Иркутске с детской «железкой» произошла похожая история. Когда в 1962-м началось строительство жилого массива, линию укоротили до 920 м. Лишь во второй половине 1980-х ДЖД перенесли на острова Юность и Конный. Проект завершили в 1992-м. Сегодня протяженность узкоколейной кольцевой дороги (750 мм) составляет 3,75 км.

© Изображение №1 – Svetlov Artem / public domain (Вагоны типа «Дилижанс» на детской железной дороге в Нижнем Новгороде, 2007 г.); №2 – Olga-lisenkova / CC BY-SA 4.0 (Станция «Родина» Горьковской детской железной дороги, 2021 г.); №3 – Алексей Белобородов / CC BY-SA 3.0 (Автозаводский Дворец Бракосочетания, бывшая станция «Счастливая», 2008 г.); №4 – Смолов Илья / CC BY-SA 3.0 (Узкоколейные пассажирские вагоны ГДЖД, 2007 г.); №5 – Апатинаити / CC BY-SA 3.0 (Узкоколейный тепловоз ТУ2-233, установленный в сквере перед станцией «Родина»); №6 – OpenStreetMap / CC BY-SA 2.5 (Горьковская детская железная дорога на карте); №7 – Serb2012 / CC BY-SA 3.0 (Локомотивно-вагонное депо детской железной дороги в Иркутске, 2012 г.); №8 – OpenStreetMap / CC BY-SA 3.0 (Детская Восточно-Сибирская железная дорога на карте)
2 минуты
1405 читали