Найти тему
449 подписчиков

Сюжет прялки "Сватовство" это яркий пример влияния древнерусской иконописи в крестьянском художественном творчестве. Речь идет прежде всего о Борецкой народной росписи. Борецкая роспись появилась в XVIII веке в среднем течении Северной Двины в с. Борок (Виноградовский район Архангельской области). В те времена эта территория была убежищем старообрядцев. По лесам были раскинуты старообрядческие скиты, где проводились богослужения по старому, до никоновскому обряду, а также переписывались старые книги и писались иконы. К концу XVIII столетия скиты большей частью были уничтожены царскими войсками, а выжившие насельники скитов были вынуждены скрываться у местного населения, многие из которых были их родственниками. Возможно, таким образом крестьяне Борецкой волости восприняли основы древнерусской иконописи. Если рассматривать прялки с сюжетом "Сватовство" ("Сваты") конца XVIII веке, именно такого возраста самые ранние прялки, которые дошли до наших дней, то по мнению специалистов видна рука мастера-иконописца. Сюжет описывает момент приезда сватов в дом невесты. Внизу сидит жених и ждет приглашения. Сват или отец жениха поднимается по лестнице с корзинкой (дары), а у дверей дома его встречает отец невесты. Прялка разбита на ярусы как иконостас. В центре дверь наподобие Царских врат иконостаса. Ярус с дверью имеет окна-квадраты больших размеров, чем верхний ряд. Так и на иконостасе ряд с месточтимыми иконами больше, чем ярусы с праздничными иконами, который проходит над ним. Птицы на прялке символизируют жениха и невесту - их счастливую супружескую жизнь. Фигуры изображены так, как это делают на древнерусских иконах. Старообрядцы не уважали греков за принятие, хоть и на короткое время, унии с католиками и отвергали греческий стиль. В росписи применены краски свойственные иконописи. Создается впечатление, что прялку расписывал или сам мастер, или его ученик. Но это относиться только к старым экземплярам. В течении следующего столетия Борецкая роспись уходит от иконописных форматов и принимает больше крестьянские очертания. Появляется детализация сюжета, вносятся новые персонажи. Фон приобретает очертания дома из окон, которого выглядывают домочадцы. В одежде появляются, не княжеские, а крестьянские элементы, в то время как в северной брачной традиции жених и невеста это князь и княгиня. В результате прялка начала XX века, сохраняя канву сюжета, является чистым крестьянским творчеством. На пороге сватов встречает женщина (сама невеста или мать). В окнах (это уже окна, а не иконные планшеты) львы. А птицы вверху расположены симметрично и смотрят в разные стороны. Но более того, остальные элементы прялки не продолжают главную сюжетную линию. Там изображено очень реалистично деревенское стадо коров с пастухом в лаптях. Этот сюжет на обратной стороне прялки стал появляется уже в начале XIX века, а традиционной была сцена как жених везет в карете невесту в княжеских одеяниях и в короне. Это можно рассматривать и как развитие народного творчества, но так же и полный отход от традиционных основ самого стиля. К XX веку старообрядчество перестало быть доминирующим мировоззрением на Подвинье. Традиции древнерусской иконописи, в силу ограниченного распространения, перестали быть образцами для подражания у народных мастеров. В основу сюжетов стали вкладывать бытовые повествования праздничного направления. При этом нарядные прялки конца XIX - начала XX века были направлены на городского покупателя и рассказывали не о реальной крестьянской жизни, а рисовали вымышленные картинки праздника и веселия.


Фото:

Сюжет "Сватовство" - борецкая роспись

1-2 - прялка конца 18 века

3 - прялка начала 19 века

4-5 прялка начала 20 века

6 - икона Сретенье, как пример.
3 минуты