64,4 тыс подписчиков
В этот день 91 год назад (6 ноября 1931 г.) на Киевский вокзал Москвы прибыл первый советский магистральный грузовой паровоз типа 1-5-1 «Феликс Дзержинский» (ФД20-1), спроектированный и собранный за рекордный по тем временам срок — 170 дней.
А. Горинов. Новое в технике железных дорог // Железнодорожный транспорт. — М., 1942. — №7-8. — С. 39:
«С 1930 г. в СССР велись систематические исследования по созданию нового, более мощного и более быстроходного тепа паровоза. После испытаний, построенных по нашему заказу в Америке паровозов типа 1-5-2 и 1-5-1 серии Т, оказавшихся менее экономичными, чем Э, силами советских конструкторов был создан новый мощный паровоз серии ФД (Феликс Дзержинский). Создание этого локомотива определило новые тенденции советского паровозостроения: увеличение мощности машины и котла (при эксплуатационных испытаниях эти паровозы развили мощность до 3ООО ЛС), повышение сцепного веса с нагрузкой на ось до 21 т. Конструктивная скорость этих машин была установлена в 85 км/ч. Механизированная подача угля обеспечила лучшую эксплуатацию локомотива. Эти паровозы были приняты на советских дорогах в качестве основного типа товарного локомотива и позволили увеличить вес поезда на 20—25% и средние технические скорости на 40—45%».
В 1932-м публике был представлен усовершенствованный ФД20-2. А на следующий год Луганский (Ворошиловградский) паровозостроительный завод выпустил ФД20-3. В том же 1933-м началось серийное производство ФД. В общей сложности в течение следующих девяти лет было изготовлено свыше 3,2 тыс. паровозов, включая 319 машин серии ФД21 с широкотрубными пароперегревателями типа Л40.
В дальнейшем на основе конструкции «Феликса Дзержинского» создаются новые более легкие и экономичные паровозы — Л, известный как «Победа», и ЛВ. А в 1956-м на XX съезде КПСС принимается решение о прекращении выпуска паровозов с заменой последних тепловозами и электровозами. Некоторые модели ФД и ЛВ впоследствии стали памятниками и экспонатами музеев.
© Видео (Прибытие ФД на Киевский вокзал) и изображения №1-4 – public domain: №1 – Картина А. А. Рылова «Сверхмощный паровоз ФД»; №2 – Паровоз ФД20-2, 1932 г.; №3 – Конструктивная схема паровоза ФД20-1, 1935 г.; №4 – Локомотивная бригада паровоза ФД, 1941 г. №5 – A.Savin / WikiCommons (Паровоз ФД20, выставленный на ст. Зуевка, Кировская обл.); №6 – Зимин В. Г. / CC BY-SA 1.0 (Паровоз Л-0029 в депо Батайск, Ростовская обл.)
2 минуты
6 ноября 2022
1276 читали