Найти в Дзене
35 подписчиков

Моя маленькая сова, товарищи, на ваш большой глобус не натянулась.


Это я вдогонку ко вчерашнему посту решил прикинуть степень совпадения сюжета «Голубой чашки» Гайдара с «Одиссеей» Гомера.

Хороша была гипотеза, но нет…

И дело даже не в том, что в одном случае путешествие по морю («…ведущая домой

дорога оказалась слишком длинной, как будто Посейдон, пока мы там теряли время, растянул пространство…» (это не Гомер, простите, это Бродский, но всё равно кайф же?)), а в другом - пешая прогулка.

Здесь как раз параллель найти можно, потому что планируя день, главный герой думает: «А может быть, завтра с раннего утра сядем в лодку — я на вёсла, Маруся за руль, Светлана пассажиром — и уплывём…». Ну да ладно.

В общем, отдельные эпизоды при желании (с большой натяжкой) можно сопоставить.

Например, отъезд из страны лотофагов и «побег из дома».

Или Полифема и старика-сторожа, ходившего с дубиной (он, правда, добрый был, старик этот, а Полифем - отмороженный на всю башку).

После того, как Одиссей с командой покинули Эолию, матросы у него мешок с ветрами украли. А у главного героя «Голубой чашки» бесштанный мальчик Фёдор спёр мешок с пряниками - тоже аналогия какая-никакая.

Из совсем трэшовых приключений Одиссея можно что-то подобрать в качестве аналога перехода папы с дочкой через болото.

Прохождение между Сциллой и Харибдой, например.

Сошествие в Аид - момент, когда Светлана заглядывает под землю и чудится ей Страшила в триста двадцать пять ног.

На этом даже дохлые аналогии заканчиваются.

Потому как Маруся в лазарете вообще никак не похожа на Калипсо; соседский Полкан не издох, подобно Аргусу; а коза с жестяным бубенчиком - точно не быки Гелиоса.

Возвращение на Итаку своего аналога в «Голубой чашке» тоже не нашло, подчеркнув всю ошибочность моей гипотезы.

Да и бог с ней! Богиня, точнее… «Жертвой и клятвой великой приявшая Менторов образ

Светлая дочь громовержца богиня Афина Паллада»
1 минута