18,1 тыс подписчиков
[History]
Вспомнив о судьбе эскадренного броненосца "Наварин" и его долгом строительстве, нельзя не отметить, что это стало следствие объективного уровня развития отечественной промышленности в начале 90-х годов XIX века, а не только "какой то злой волей, воровством и любовницами Великого князя", как это часто иногда представляют (хотя и это тоже отражалось на отечественном кораблестроении).
Строительство "Наварина" - крупного корабля нового типа и не могло, по сути, быть иным, не могло не превратиться в долгострой. Я не пытаюсь оправдать чью-то нераспорядительность и глупость. Но нельзя забывать, что тогда еще не были налажены технологические цепочки и связи между заводами- участниками постройки кораблей, как сейчас бы сказали - "логистика не выстроена", а ведь без нее никуда.
Судите сами.
Оцените с какими трудностями пришлось столкнуться при создании башенных установок 305-мм/35 орудий.
1.Сами башни разрабатывались Обуховским заводом, а установка брони и деревянной подкладки выполнялась Франко-Русским заводом (который и строил броненосец).
2.Броневые плиты прокатывал Ижорский завод, а подкладку под броню изготовляли Франко-Русский и Обуховский.
3.Ижорский завод сообщил МТК о невозможности изготовления четырех широких броневых плит, но чиновники МТК об этом благополучно забыли и вспомнили только в 1894 году. Эти плиты удалось заказать только в январе 1894 года французскому заводу Сен-Шамон.
4.МТК выдал Обуховскому заводу техническое задание, согласно которому наружный диаметр башни составлял 7,42 м, а Франко-Русский завод разрабатывал подкрепление палуб под башнями, исходя из диаметра 7,32 м.
Были проблемы и на самом заводе-изготовителе, в частности с изготовлением двух паровых машин, 14 котлов, валов, винтов, дейдвудных труб. Первоначально работы велись успешно, но на испытаниях в 1891 году выяснилось низкое качество котлов, которые были изготовлены с отступлением от утвержденных чертежей, причем эти нарушения делались на глазах у наблюдающих. Франко-Русский завод обязали исправить все за свой счет, но главный уполномоченный Общества Франко-Русских заводов Г.Кох не добивших отмены такого решения, поступил "по-европейски" - он укатил во Францию, не сделав никаких распоряжений на счет устранения замечаний. Вот вам и "зарубежный менеджер"!
Только после скандала, который вышел на высший уровень, завод приступил к устранению недостатков. Правда к качеству работ нарекания остались...,((
В таких условиях вряд ли можно было бы построить корабль в запланированные сроки.
Выскажу предположение, что с одной стороны, опыт взаимодействия заводов, пусть и негативный, сыграл свою роль и в возможно дальнейшем подобных "диких" случаев стало меньше.
В то же время, можно предположить, что подобная ситуация не могла сформировать у адмиралов из Морского министерства и МТК уверенности в возможности отечественной промышленности, и как следствие - постоянные взгляды "на Запад" с мыслью "А не заказать ли нам еще какой нить броненосец или крейсер на иностранном заводе".
И иногда может показаться, что так и было в действительности....
2 минуты
12 ноября 2022
912 читали