18 тыс подписчиков
[Book]
Не так давно на канале достаточно активно обсуждали некоторые особенности (скажем так) описания боев на море, в том числе с использованием береговых батарей, в произведениях известных писателей, В.С.Пикуля и А.Н.Степанова. Много было мнений, в том числе и критических замечаний в адрес известных и любимых авторов. Но в большинстве все сводилось к тому, что их книги ("Моонзунд", "Порт-Артур") - все же художественные произведения, на страницах которых вымысел вполне допустим.
В свете этого вызывают некоторые недоумения сомнительные предложения автора, который за последние 20-30 лет заслужил авторитет крупного авторитете в области военно-морской истории и истории флотов.
Обратил внимание на строки, в которых автор описывал свой вариант боевого применения корабельных паровых минных катеров (не миноносок, и не миноносцев, не эсминцев) в ходе ЦУСИМСКОГО БОЯ:
"... исключительная обстановка того боя, когда эскадра шла только 9-узловой скоростью, давала НЕПОВТОРИМЫЙ шанс для массового использования МИННЫХ катеров. Ведь при этой скорости они могли бы представлять серьезную и, может быть, САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ БОЕВУЮ силу. Пусть бы они достигли немного, но очевидно, что торжество Японии и позор русского флота не были бы столь обширными и безоговорочными.
Спущенные на воду перед боем минные, а может быть, и паровые катера могли бы спасти и доставить на госпитальные суда значительную часть людей с погибавших кораблей.
Укрываясь у бортов транспортов (которые сыграли бы роль судов-ловушек), катера могли получить шанс на неожиданную атаку противника. Взяв на борт 1-2 мины, катера могли стеснить маневрирования японской эскадры... Наконец, и это главное, катера могли бы использовать неоднократно опускавшиеся над морем туманы, чтобы во взаимодействии с миноносцами попытаться атаковать противника.
Несколько катеров, руководимых решительным начальников отряда и командирами ,могли бы, наконец, не допустить захвата японцами госпитальных судов "Кострома" и "Орел"... . Но катера остались без применения...".
Если честно, то с трудом поверил, что эти предложения исходили "из под пера" такого известного автора как Рафаил Михайлович Мельников в его книге про русские миноносцы, в которой нашлось место и минным катерам.
Невольно начинаешь задумываться о том, что возможно в 90-е годы Рафаил Михайлович больше внимания уделял критике царского режима, чем вопросам чисто техническим или тактическим.
Удивительно, но о какой дневной атаке минных катеров на японскую эскадру идет речь? Им пришлось бы преодолеть около 3-4-х миль под огнем противника, при этом еще и догнать корабли противника двигающиеся со скоростью 12-15 узлов. Такая задача была гибельной даже для более крупных миноносок и миноносцев, обладающих большей живучестью в бою.
И какую помощь они могли оказать если бы они шли рядом со своими кораблями, которые осыпал град японских снарядов?
Каким образом эти минные катера могли бы оказаться на предполагаемом пути маневрирования японской эскадры, чтобы бросить на их пути мины и уйти. Как катерам удалось бы находиться у бортов транспортов, которые "шарахались" от огня японских крейсеров?
В связи с этим, остается не ясным, чем руководствовался уважаемый Рафаил Михайлович. Надеюсь, что были еще какие то причины, кроме желания всячески "раскритиковать" (если не сказать резче) командование русского флота времен Цусимы. К сожалению, спросить об этом у автора мы уже не можем.
Может я что то придумал, и тактические приемы с использованием минных катеров могли бы быть использованы русской эскадрой, если бы ей руководили другие командиры...
Буду рад, если меня поправят наши читатели.
Фото 1- минный катер с броненосца "Ретвизан", вот такими катерами Мельников предлагал днем атаковать эскадру Того
Фото 2 - палуба эскадренного броненосца "Император Александр III", вид с кормового мостика; слева - паровой катер, справа - минный катер с минным аппаратом.
3 минуты
5 ноября 2022
821 читали