112,1 тыс подписчиков
По СМИ разошлась новость, что роман «Молодая гвардия» А. Фадеева вернут в школьную программу по просьбе жителей Л НР (именно здесь и действовала в годы Великой Отечественной войны эта молодежная подпольная организация).
Новость эту позитивно встретили многие люди: давно пора, ведь патриотическое воспитание молодежи оставляет желать лучшего.
Но я, узнав об этом, задумалась.
Дело в том, что программ по литературе 20 века у нас много. И они перенасыщены всем, чем только можно. В них запросто можно встретить сочетание просто несочетаемых писателей и поэтов: Горький, Алексей Толстой, Шолохов, Цветаева, Есенин, Маяковский, Пастернак, Андрей Платонов, Солженицын, Довлатов, Бродский, Трифонов, Шукшин. Даже Венедикт Ерофеев со своими «Москва-Петушками» встречается!
Разве сюда можно «вставить» Фадеева? С его линией партии, с верой в коммунизм?
Интересно, а проходить его будут до или после произведений Солженицына?
Дело в том, что у меня был опыт чтения лекций по истории студентам колледжа. Очень хорошего колледжа декоративно-прикладных искусств. Так вот я рассказала ребятам больше программы, включив в лекцию историю о подвиге молодогвардейцев.
Они впервые услышали от меня об этом. И не то, чтобы удивились.
Не поняли.
Стали спрашивать, а что эти ребята сделали немцам? За что их так жестоко казнили? А почему немцы так разозлились? Какая им разница: ну повесили дети красный флаг на 7 ноября. А зачем они вообще этот флаг вешали? Можно было без него обойтись?
Все эти вопросы свидетельствовали о том, что мои студенты совершенно не понимают исторического материала. И это неудивительно, ведь общество не живет этим, нет ничего о молодогвардейцах ни в СМИ, ни в школьной жизни.
Память полностью очищена. Как в фильме «Матрица».
Я так поразилась этому, что дала студентам написать домашнюю работу, предварительно изучив дополнительный материал. И они написали работы, в которых большинство сделало вывод о том, что молодогвардейцы были… какими-то фанатиками.
Получилось так, что студенты не поняли, ради чего их ровесники отдали свои юные жизни. Они решили, что их смерти – это нелепое стечение обстоятельств, один из страшных эпизодов далекой войны.
А ведь то поколение начала 40-х годов было просто с детства воспитано в любви к Родине. И Родина, благополучие большой страны, которая воспринималась как огромная семья, были для них самой важной ценностью. За это они и погибли.
А сейчас именно это в детях и не воспитывается. Идеология индивидуализма и потребления делает современных школьников совсем другими. Поэтому они могут не понять роман Фадеева.
И тогда его изучение в школе превратиться в пустую формальность.
А вы что думаете по этому поводу, мои уважаемые читатели?
2 минуты
5 ноября 2022
4802 читали